logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

9.3. Виды цен и их классификация

 

Прежде всего цены подразделяются по степени их свободы от воз­действия государства при ценообразовании. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

Свободные цены — это цены, которые свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полез­ность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Более того, цена является существен­ным условием любого хозяйственного договора (ст. 189 ХК Украины), в отличие от общегражданских договоров, в которых цены могут быть не согласованы и тогда определяются на основании «обычных» цен (ст. 632 ГК Украины).

Цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависи­мости от изменения цен на сырье (материалы) и других факторов, влияющих на формирование затрат. Так, в п. 3 ст. 692 ГК Украины говорится, что если договором купли-продажи установлено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обуслав­ливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ ее пересмотра, цена определяется исходя из со­отношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.

Государственные цены подразделяются на две группы: фикси­рованные и регулируемые цены.

Фиксированные цены прямо устанавливаются государством в лице строго определенных государственных органов, перечень ко­торых установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. Фиксированные цены не могут быть увеличены или уменьшены субъектами хозяйствования.

Регулируемые цены — это предельные уровни цен или предель­ные отклонения от государственных фиксированных цен. Регули­руемые цены бывают максимально предельными или минимально предельными.

В переходный период в рыночной экономике в Украине преиму­щественно действуют два вида цен: свободные (рыночные) и государственные. При этом их удельный вес в общей массе производи­мых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от из­менений, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свобод­ные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Да и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где про­текают экономические процессы, наиболее полно отвечающие ин­тересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государ­ство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся эко­номических условий переходить к регулируемым или даже фикси­рованным ценам.

Государственные цены устанавливаются на:

—  ресурсы, определяющие значительное влияние на общий уровень и динамику цен;

—  на продукцию и услуги, имеющие существенное социальное значение для населения;

—  на продукцию (услуги) субъектов хозяйствования — природ­ных монополистов. Перечень видов продукции (услуг) ука­занных субъектов утверждаются Кабинетом Министров Украины.

—  на импортные товары, приобретенные за счет средств Госу­дарственного бюджета Украины.

В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:

•   оптовые цены на продукцию промышленности;

•    цены на строительную продукцию;

•   закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

•   тарифы грузового и пассажирского транспорта;

•   розничные цены;

•   тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

•    цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изгото­вителя продукции, по которой предприятие реализует произведен­ную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим пред­приятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обе­спечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить

такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в услови­ях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, она может меняться и фактически меняет­ся под воздействием множества конъюнктурных факторов. Пред­приятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они произ­водят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и мак­симально возможную прибыль.

Оптовые цены промышленности — цены, по которым предпри­ятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к произ­водству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, отдаленности от места поставки и других обсто­ятельств, предусмотренных биржевым контрактом.

Цены на строительную продукцию определяются с учетом ее сметной стоимости. При этом различают:

1)  цену, определенную на основании твердой сметы. В твердую смету изменения могут вноситься только на основании согла­шения сторон;

2)  цену, определенную на основании приблизительной сметы. В случае возникновения необходимости существенно превы­сить приблизительную смету, подрядчик обязан своевремен­но предупредить об этом заказчика.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию пред­ставляют собой оптовые цены, по которым реализуется сельскохо­зяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдель­ных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реа­лизации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены — договорные (свободные) цены, которые устанав­ливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена состоит, во-первых, из себе­стоимости, во-вторых, из нормы прибыли, необходимой для про­должения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширен­ного воспроизводства.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные эле­менты тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций, а также НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и став­ки затрат за движенческую операцию (транспортировка грузов).

Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организа­циям. Они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими элемен­тами, ее образующими: оптовой ценой промышленности и торговой надбавкой или торговой скидкой. Торговая надбавка состоит из из­держек торговых организаций и прибыли для продолжения их де­ятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров.

Тарифы на коммунальные и бытовые услуги — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми орга­низациями и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают себестоимость и прибыль.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены), обладают рядом специфических черт, а именно:

а)  отражают внешнеэкономические связи отечественных субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования;

б)  находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе контрактных (внешнеторговых) цен, формирующихся в со­ответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативны­ми ценами.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернацио­нальной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т. д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государ­ства, которое проводит регулирование внешнеэкономической дея­тельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта, установление индикативных цен и т.п.. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

Индикативные цены на товары (работы, услуги) применяются в таможенных целях и устанавливаются государством на основании статистической оценки уровня цен реализации таких товаров (работ, услуг) для предупреждения занижения цен.

Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортиру­емые товары. Здесь в основном применяются два основных вида цен:

а) цена СИФ;

б) цена ФОБ.

Эти цены различаются методами возмещения транспортных рас­ходов, и каждая из них имеет много разновидностей, закрепленных в Международных правилах интерпретации коммерческих терми­нов «Инкотермс» (см. подробнее главу 14 настоящей книги).

На импортированные товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением: 1) расходов по закупке; 2) расходов по доставке товаров до границы в валюте стра­ны-экспортера. При пересечении границы, т. е. на территории Украины, импортная стоимость пересчитывается в гривны по офи­циальному курсу НБУ. К ней добавляются таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Уровень мировых цен учитывается внутри страны и в розничных ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для ино­странцев, при продаже потребительских товаров за иностранную валюту в специальных валютных магазинах, ив оптовых ценах.

Внешнеторговую цену товара следует отличать от таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость определяется расчет­ным путем и включает цену товара, указанную во внешнеэкономи­ческих контрактах (фактурную стоимость), а также все дополни­тельные расходы, возникающие у покупателя до момента пересече­ния груза таможенной границы Украины. Например, если товар реализуется в вагонах на ж.д. станции Одесса-порт, то для опреде­ления таможенной стоимости товара к цене контракта прибавляет­ся стоимость выгрузки груза из вагонов и погрузки его на суда (стоимость экспедирования) в порту Одесса. Таможенная стоимость служит базой для начисления таможенных сборов, таможенной пошлины и НДС при таможенном оформлении груза.