9.3. Виды цен и их классификация
Прежде всего цены подразделяются по степени их свободы от воздействия государства при ценообразовании. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.
Свободные цены — это цены, которые свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.
Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Более того, цена является существенным условием любого хозяйственного договора (ст. 189 ХК Украины), в отличие от общегражданских договоров, в которых цены могут быть не согласованы и тогда определяются на основании «обычных» цен (ст. 632 ГК Украины).
Цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье (материалы) и других факторов, влияющих на формирование затрат. Так, в п. 3 ст. 692 ГК Украины говорится, что если договором купли-продажи установлено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обуславливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ ее пересмотра, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.
Государственные цены подразделяются на две группы: фиксированные и регулируемые цены.
Фиксированные цены прямо устанавливаются государством в лице строго определенных государственных органов, перечень которых установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. Фиксированные цены не могут быть увеличены или уменьшены субъектами хозяйствования.
Регулируемые цены — это предельные уровни цен или предельные отклонения от государственных фиксированных цен. Регулируемые цены бывают максимально предельными или минимально предельными.
В переходный период в рыночной экономике в Украине преимущественно действуют два вида цен: свободные (рыночные) и государственные. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.
Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Да и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.
Государственные цены устанавливаются на:
— ресурсы, определяющие значительное влияние на общий уровень и динамику цен;
— на продукцию и услуги, имеющие существенное социальное значение для населения;
— на продукцию (услуги) субъектов хозяйствования — природных монополистов. Перечень видов продукции (услуг) указанных субъектов утверждаются Кабинетом Министров Украины.
— на импортные товары, приобретенные за счет средств Государственного бюджета Украины.
В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:
• оптовые цены на продукцию промышленности;
• цены на строительную продукцию;
• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
• тарифы грузового и пассажирского транспорта;
• розничные цены;
• тарифы на коммунальные и бытовые услуги;
• цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить
такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.
Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.
Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям.
Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).
Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, отдаленности от места поставки и других обстоятельств, предусмотренных биржевым контрактом.
Цены на строительную продукцию определяются с учетом ее сметной стоимости. При этом различают:
1) цену, определенную на основании твердой сметы. В твердую смету изменения могут вноситься только на основании соглашения сторон;
2) цену, определенную на основании приблизительной сметы. В случае возникновения необходимости существенно превысить приблизительную смету, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию представляют собой оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены — договорные (свободные) цены, которые устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена состоит, во-первых, из себестоимости, во-вторых, из нормы прибыли, необходимой для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта — это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций, а также НДС.
Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспортировка грузов).
Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности и торговой надбавкой или торговой скидкой. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров.
Тарифы на коммунальные и бытовые услуги — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми организациями и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на эти услуги включают себестоимость и прибыль.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены), обладают рядом специфических черт, а именно:
а) отражают внешнеэкономические связи отечественных субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования;
б) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.
Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе контрактных (внешнеторговых) цен, формирующихся в соответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативными ценами.
Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т. д.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта, установление индикативных цен и т.п.. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
Индикативные цены на товары (работы, услуги) применяются в таможенных целях и устанавливаются государством на основании статистической оценки уровня цен реализации таких товаров (работ, услуг) для предупреждения занижения цен.
Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. Здесь в основном применяются два основных вида цен:
а) цена СИФ;
б) цена ФОБ.
Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов, и каждая из них имеет много разновидностей, закрепленных в Международных правилах интерпретации коммерческих терминов «Инкотермс» (см. подробнее главу 14 настоящей книги).
На импортированные товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением: 1) расходов по закупке; 2) расходов по доставке товаров до границы в валюте страны-экспортера. При пересечении границы, т. е. на территории Украины, импортная стоимость пересчитывается в гривны по официальному курсу НБУ. К ней добавляются таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.
Уровень мировых цен учитывается внутри страны и в розничных ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при продаже потребительских товаров за иностранную валюту в специальных валютных магазинах, ив оптовых ценах.
Внешнеторговую цену товара следует отличать от таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость определяется расчетным путем и включает цену товара, указанную во внешнеэкономических контрактах (фактурную стоимость), а также все дополнительные расходы, возникающие у покупателя до момента пересечения груза таможенной границы Украины. Например, если товар реализуется в вагонах на ж.д. станции Одесса-порт, то для определения таможенной стоимости товара к цене контракта прибавляется стоимость выгрузки груза из вагонов и погрузки его на суда (стоимость экспедирования) в порту Одесса. Таможенная стоимость служит базой для начисления таможенных сборов, таможенной пошлины и НДС при таможенном оформлении груза.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции