Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
Разнообразные хозяйственные организации (предприятия, хозяйственные объединения и т.п.) являются основными звеньями хозяйственного механизма, в рамках которых сосредотачивается практически вся производственная и оперативно-хозяйственная деятельность. Именно здесь развертываются главные производственные и экономические процессы, реально складываются экономические и социальные отношения, трудом непосредственных производителей создаются необходимая продукция и услуги, в результате чего переплетаются разнообразные интересы людей — личные, коллективные и общественные. Иными словами, хозяйственные организации как социальный институт — это, по выражению одного из основоположников науки управления — американского ученого П. Друкера — «фундамент современного общества, экономики и человеческих отношений».
В настоящее время предприятия и иные хозяйственные организации дифференцированы по формам собственности и организационно-правовым формам, рассредоточены по различным сферам и отраслям экономики и наделены различным правовым статусом. Одни предприятия составляют государственную собственность и входят в систему соответствующих отраслевых министерств, другие — основаны на частной или коммунальной собственности, третьи — базируются на смешанных формах собственности с участием государственного и частного капитала. В связи с этим государственно-правовое управленческое воздействие на эти хозяйственные организации и их внутриорганизационное административное управление строится на различных началах. Так, например, управление казенными предприятиями, которые относятся к базисной инфраструктуре экономики и нередко являются субъектами естественных монополий, осуществляется централизовано органами соответствующих министерств и иных центральных органов государственной исполнительной власти (ст. 76 ХК Украины). В то же время управление другими государственными предприятиями (не относящимися к казенным, но включенными в государственный сектор экономики) предполагает применение не только императивно-властных предписаний, прямых, «жестких» указаний и директив, но и широкое использование дозволений и рекомендаций, направленных на координацию производственной и хозяйственной деятельности, оказание содействия и практической помощи в выполнении поставленных перед этими предприятиями задач. Фактически государство предоставляет этим предприятиям государственную собственность в хозяйственное ведение с тем, чтобы они самостоятельно обеспечивали свое существование в условиях рыночной конкуренции. Фонд государственного имущества Украины в таком случае осуществляет управление лишь частью закрепленного за ними имущества и не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.
Относительно негосударственных предприятий и хозяйственных организаций государственно-правовое воздействие осуществляется и еще более «мягких» формах, поскольку эти предприятия и организации, сохраняя свою отраслевую принадлежность в экономическом смысле, практически выведены из прямого подчинения отраслевых государственных органов управления.
Оперативное управление этими предприятиями осуществляют их собственники (учредители) или назначаемые ими органы с соблюдением только тех императивно-государственных предписаний и актов, которые являются общеобязательными для всех предприятий. Это, в частности, законодательные и иные государственно-правовые акты и предписания, которые направлены на охрану окружающей среды, обеспечение безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятельности, защиту прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций и др. Указанные особенности государственно-правового воздействия на различные виды предприятий и иные хозяйственные организации безусловно сказываются и на характере их внутриорганизационного (внутрифирменного) управления. Так, внутриорганизационное (внутрифирменное) управление в предприятиях частной формы собственности определяется собственниками (учредителями) указанных хозяйственных организаций с утверждением организационной структуры этих организаций, определением численности работников и штатного расписания, формированием производственных (цехов, участков, бригад, отделений) и функциональных подразделений (управлений, отделов и служб аппарата управления), а также с назначением руководителей производственных и функциональных (управленческих) подразделений с закреплением за ними соответствующих функций, прав и обязанностей. Причем функции, права и обязанности соответствующих подразделений и служб негосударственных предприятий (организаций), как и полномочия и обязанности их руководителей, фиксируются собственниками данных предприятий (организаций) в соответствующих положениях и должностных инструкциях, являющихся обязательными для администрации и рядовых работников таких предприятий (организаций).
Что же касается государственных предприятий (хозяйственных организаций), которые входят в систему соответствующих отраслевых министерств и ведомств, то организация их внутриорганизационного (внутрифирменного) управления осуществляется на несколько иных принципах. Администрация государственных предприятий (организаций) также имеет право определять организационную структуру, устанавливать численность работников и штатное расписание руководимых предприятий (организаций) и пользуется правом самостоятельного оперативного руководства их производственной и хозяйственной деятельностью. Однако вышестоящие государственные органы в лице соответствующих министерств и ведомств, в систему которых входят данные предприятия (организации), обязательно обладают определенным набором элементов прямого вмешательства в деятельность указанных предприятий (организаций). Это выражается, в частности, в том, что соответствующие министерства (ведомства) пользуются правом назначать и замещать должности руководителей подчиненных им предприятий (организаций), решать вопросы о бюджетном финансировании некоторых мероприятий и программ, осуществляемых этими предприятиями, осуществляют обязательные координирующие и регулирующие функции в отношении указанных предприятий (организаций) с целью согласования их деятельности с интересами отраслей, в состав которых они входят, и др. Кроме того следует иметь в виду
также то, что специализация государственных предприятий и организаций, входящих в систему соответствующих отраслевых министерств и ведомств, производству определенных видов продукции, определяется не этими предприятиями (организациями), а профилем той отрасли, в состав которой они входят. В то же время предприятия и хозяйственные организации негосударственного сектора самостоятельно определяют свою производственную и хозяйственную специализацию, исходя из потребностей рынка, конкурентоспособности производимой ими продукции (услуг) и наличия иных экономических и производственных возможностей.
Иными словами, способы государственно-правового воздействия на производственную и хозяйственную деятельность государственных и негосударственных предприятий (организаций) имеют определенные различия, которые выражаются, прежде всего, в большей самостоятельности негосударственных предприятий (организаций) как субъектов рыночных отношений, их большей свободе в выборе форм и методов организации производственной и хозяйственной деятельности, в формировании и обеспечении внутриорганизационного (внутрихозяйственного) управления и др.
Вместе с тем нельзя не отметить то важное обстоятельство, что при любой степени самостоятельности негосударственных хозяйственных структур (будь-то хозяйственные товарищества, кооперативы или хозяйственные объединения), они точно также как и государственные предприятия не могут полностью выходить за пределы государственно-правового воздействия, не испытывать на себе его влияния. Ведь изменение форм собственности, на которых основаны предприятия и хозяйственные организации негосударственного сектора, вовсе не означает, что государство утрачивает по отношению к ним свой властный характер. Разрешение коммерческим структурам и предприятиям негосударственного сектора свободно использовать свои имущественные, организационные и интеллектуальные возможности имеет свои пределы, которые определяются необходимостью стабилизации макроэкономических процессов, обеспечением безопасности граждан от возможных вредных последствий хозяйственной деятельности, требованиями соблюдения прав других субъектов хозяйственной деятельности и др.
Это означает, что взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности в сфере частноправовых связей, которые формируются под влиянием удовлетворения материальных и иных частных интересов не должны противоречить публичным общественным интересам, существование которых обусловлено объективной необходимостью обеспечивать целостность, стабильность и нормальное развитие производственно-хозяйственного комплекса страны в целом.
§4
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции