logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности

 

Разнообразные хозяйственные организации (предприятия, хозяйственные объединения и т.п.) являются основными звеньями хозяйственного механизма, в рамках которых сосредотачивается практически вся производственная и оперативно-хозяйственная деятельность. Именно здесь развертываются главные производственные и экономические процессы, реально складываются экономические и социальные отношения, трудом непосредственных производителей создаются необходимая продукция и услуги, в результате чего переплетаются разнообразные интересы людей — личные, коллективные и общественные. Иными словами, хозяйственные организации как социальный институт — это, по выражению одного из основоположников науки управления — американского ученого П. Друкера — «фундамент современного общества, экономики и человеческих отношений».

В настоящее время предприятия и иные хозяйственные организации дифференцированы по формам собственности и орга­низационно-правовым формам, рассредоточены по различным сферам и отраслям экономики и наделены различным правовым статусом. Одни предприятия составляют государственную собственность и входят в систему соответствующих отраслевых ми­нистерств, другие — основаны на частной или коммунальной собственности, третьи — базируются на смешанных формах собственности с участием государственного и частного капитала. В связи с этим государственно-правовое управленческое воздействие на эти хозяйственные организации и их внутриорганизационное административное управление строится на различных началах. Так, например, управление казенными предприятиями, которые относятся к базисной инфраструктуре экономики и нередко являются субъектами естественных монополий, осуществляется централизовано органами соответствующих министерств и иных центральных органов государственной исполнительной власти (ст. 76 ХК Украины). В то же время управление другими государственными предприятиями (не относящимися к казенным, но включенными в государственный сектор экономики) предполагает применение не только императивно-властных предписаний, прямых, «жестких» указаний и директив, но и широкое использование дозволений и рекомендаций, направленных на координацию производственной и хозяйственной деятельности, оказание содействия и практической помощи в выполнении поставленных перед этими предприятиями задач. Фактически государство предоставляет этим предприятиям государственную собственность в хозяйственное ведение с тем, чтобы они самостоятельно обеспечивали свое существование в условиях рыночной конкуренции. Фонд государственного имущества Украины в таком случае осуществляет управление лишь частью закрепленного за ними имущества и не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

Относительно негосударственных предприятий и хозяйственных организаций государственно-правовое воздействие осуществляется и еще более «мягких» формах, поскольку эти предприятия и организации, сохраняя свою отраслевую принадлежность в экономическом смысле, практически выведены из прямого подчинения отраслевых государственных органов управления.

Оперативное управление этими предприятиями осуществляют их собственники (учредители) или назначаемые ими органы с соблюдением только тех императивно-государственных предписаний и актов, которые являются общеобязательными для всех предприятий. Это, в частности, законодательные и иные государственно-правовые акты и предписания, которые направлены на охрану окружающей среды, обеспечение безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятельности, защиту прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций и др. Указанные особенности государственно-правового воздействия на различные виды предприятий и иные хозяйственные организации безусловно сказываются и на характере их внутриорганизационного (внутрифирменного) управления. Так, внутриорганизационное (внутрифирменное) управление в предприятиях частной формы собственности определяется собственниками (учредителями) указанных хозяйственных организаций с утверждением организационной структуры этих организаций, определением численности работников и штатного расписания, формированием производственных (цехов, участков, бригад, отделений) и функциональных подразделений (управлений, отделов и служб аппарата управления), а также с назначением руководителей производственных и функциональных (управленческих) подразделений с закреплением за ними соответствующих функций, прав и обязанностей. Причем функции, права и обязанности соответствую­щих подразделений и служб негосударственных предприятий (организаций), как и полномочия и обязанности их руководителей, фиксируются собственниками данных предприятий (организаций) в соответствующих положениях и должностных инструкциях, являющихся обязательными для администрации и рядовых работников таких предприятий (организаций).

Что же касается государственных предприятий (хозяйственных организаций), которые входят в систему соответствующих отраслевых министерств и ведомств, то организация их внутриорганизаци­онного (внутрифирменного) управления осуществляется на несколько иных принципах. Администрация государственных предприятий (организаций) также имеет право определять организационную структуру, устанавливать численность работников и штатное расписание руководимых предприятий (организаций) и пользуется правом самостоятельного оперативного руководства их производственной и хозяйственной деятельностью. Однако вышестоящие государственные органы в лице соответствующих министерств и ведомств, в систему которых входят данные предприятия (организации), обязательно обладают определенным набором элементов прямого вмешательства в деятельность указанных предприятий (организаций). Это выражается, в частности, в том, что соответству­ющие министерства (ведомства) пользуются правом назначать и замещать должности руководителей подчиненных им предприятий (организаций), решать вопросы о бюджетном финансировании некоторых мероприятий и программ, осуществляемых этими предприятиями, осуществляют обязательные координирующие и регулирующие функции в отношении указанных предприятий (организаций) с целью согласования их деятельности с интересами отраслей, в состав которых они входят, и др. Кроме того следует иметь в виду

также то, что специализация государственных предприятий и организаций, входящих в систему соответствующих отраслевых министерств и ведомств, производству определенных видов продукции, определяется не этими предприятиями (организациями), а профилем той отрасли, в состав которой они входят. В то же время предприятия и хозяйственные организации негосударственного сектора самостоятельно определяют свою производственную и хозяйственную специализацию, исходя из потребностей рынка, конкурентоспособности производимой ими продукции (услуг) и наличия иных экономиче­ских и производственных возможностей.

Иными словами, способы государственно-правового воздействия на производственную и хозяйственную деятельность государственных и негосударственных предприятий (организаций) имеют определенные различия, которые выражаются, прежде всего, в большей самостоятельности негосударственных предприятий (организаций) как субъектов рыночных отношений, их большей свободе в выборе форм и методов организации производственной и хозяйственной деятельности, в формировании и обеспечении внутриорганизационного (внутрихозяйственного) управления и др.

Вместе с тем нельзя не отметить то важное обстоятельство, что при любой степени самостоятельности негосударственных хозяйственных структур (будь-то хозяйственные товарищества, кооперативы или хозяйственные объединения), они точно также как и государственные предприятия не могут полностью выходить за пределы государственно-правового воздействия, не испытывать на себе его влияния. Ведь изменение форм собственности, на которых основаны предприятия и хозяйственные организации негосударственного сектора, вовсе не означает, что государство утрачивает по отношению к ним свой властный характер. Разрешение коммерческим структурам и предприятиям негосударственного сектора свободно использовать свои имущественные, организационные и интеллектуальные возможности имеет свои пределы, которые определяются необходимостью стабилизации макроэкономических процессов, обеспечением безопасности граждан от возможных вредных по­следствий хозяйственной деятельности, требованиями соблюдения прав других субъектов хозяйственной деятельности и др.

Это означает, что взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности в сфере частноправовых связей, которые формируются под влиянием удовлетворения материальных и иных частных интересов не должны противоречить публичным общественным интересам, существование которых обусловлено объективной необходимостью обеспечивать целостность, стабильность и нормальное развитие производственно-хозяйственного комплекса страны в целом.

§4