logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.

 

Лицензирование и квотирование внешнеэкономических опе­раций осуществляется всеми странами, таможенными союзами и экономическими группами государств как одна из мер регулирова­ния этого вида хозяйственной деятельности1. Целью такого регули­рования является обеспечение защиты экономических интересов участников экономического оборота, создание для субъектов ВЭД равных возможностей, поощрения конкуренции, ликвидации монополизма, формирование рациональной структуры экспорта и за­щита внутреннего рынка.

В соответствии со ст. 16 Закона «О ВЭД», Декретом КМУ «О кво­тировании и лицензировании экспорта товаров (работ, услуг)» от 12.01.93 г. № 6-93 для отдельных видов товаров действуют количе­ственные и стоимостные ограничения относительно их перемещения через таможенную границу Украины — так называемый режим ли­цензирования и квотирования1. Лицензирование внешнеэкономи­ческих операций представляет собой комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению разрешения на осу­ществление субъектом ВЭД экспорта (импорта) товаров.

В ст. 16 Закона Украины «О ВЭД» выделяется автоматическое и неавтоматическое лицензирование.

Автоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению субъ­екту ВЭД разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых не уста­навливаются квоты. То есть такое лицензирование как администра­тивная процедура не оказывает ограничительного воздействия на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию. Срок выдачи лицензии при автоматическом лицензировании не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения соответствующей заявки.

Неавтоматическое лицензирование имеет место при выдаче раз­решения на осуществление в течение определенного времени экс­порта (импорта) товаров, в отношении которых устанавливаются определенные квоты (количественные или иные ограничения).

Для автоматического и неавтоматического лицензирования пред­усматривается различный порядок выдачи лицензий. Так, в случае неавтоматического лицензирования срок рассмотрения заявок не должен превышать 30 дней при рассмотрении в порядке поступле­ния, и не более 60 дней, начиная с даты окончания объявленного срока приема заявок, если все они рассматриваются одновременно с другими заявками.

По содержанию различаются такие виды лицензий, как гене­ральная (на осуществление операций на протяжении срока действия лицензии); разовая (на осуществление одной операции); открытая (на осуществление операций в течение определенного времени с определением их общего объема); антидемпинговая, компенсаци­онная и специальная.

Антидемпинговая, компенсационная и специальная лицензии вы­даются на осуществление импорта товаров, являющихся объектом мер по защите отечественного товаропроизводителя согласно Законам Украины 22.12.98 г. «О защите национального товаропроизводителя от демпингового

импорта» и «О защите национального товаропроиз­водителя от субсидированного импорта», «О применении специальных мер относительно импорта в Украину».

При таких мерах решение о введении режима лицензирования при­нимается Межведомственной комиссией по международной торговле при КМУ.

Относительно одного вида товара может устанавливаться только один вид лицензии.

Говоря о квотировании ВЭД, следует различать следующие виды экспортных (импортных) квот: а) глобальные (ограничение объ­ема без определения стран экспорта или импорта); б) групповые (ограничение объема с определением группы стран экспорта или импорта); в) индивидуальные (ограничение объема с определением конкретной страны экспорта или импорта); г) антидемпинговые, компенсационные и специальные (ограничение объемов импорта в Украину товаров, являющихся объектом вышеуказанных мер по защите отечественного товаропроизводителя).

К методам государственного регулирования ВЭД относятся так­же запреты, ограничения и обеспечительные меры в отношении импорта, экспорта и транзита товаров и услуг, а также экс­портный контроль.

Ст. 17 Закона «О ВЭД» устанавливает, что в Украине запреща­ется: а) экспорт с территории Украины предметов, которые явля­ются национальным, историческим или культурным достоянием украинского народа; б) импорт или транзит товаров, о которых заведомо известно, что они причиняют вред здоровью или угро­жают жизни населения или животного мира, или могут привести к разрушению окружающей среды; в) импорт продукции или услуг, которые содержат пропаганду войны, расизма, геноцида и т. п.; г) экспорт и импорт товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности.

К обеспечительным мерам относятся специальные импортные процедуры, применяемые в Украине, включающие применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур и режим предварительных импортных депозитов, которые вносят­ся в банки. В частности, государственные закупки по импорту комплексных сооружений или массовых партий товаров с исполь­зованием средств Государственного валютного фонда Украины должны проводиться путем процедуры международных торгов. Режим предварительных импортных депозитов вводится НБУ с целью регулирования платежного баланса Украины. При этом НБУ устанавливает порядок осуществления таких операций и размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора, который не может превышать 50 % (например, в конце 90-х вводился режим предварительных импортных депозитов для экспорта семян солнечника).

Государственный экспортный контроль представляет собой комплекс мер, которые осуществляют государственные органы по обеспечению государственного контроля за международными пере­дачами товаров, их использованием юридическими и физическими лицами в соответствии с международными обязательствами Укра­ины и интересами национальной безопасности. Предметом экспорт­ного контроля являются товары военного назначения и двойного использования. Дефиниции этих понятий даны в Положении о го­сударственном экспортном контроле, утвержденном Указом Пре­зидента Украины от 13.02.98 г. № 117/98.

На территорию Украины разрешается импорт только тех това­ров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитар­ным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характе­ристикам не нарушают минимальных условий соответствующих товаров и требований, которые действуют на территории Украины. Сертификация продукции и услуг регламентируется Законом Украины «О стандартизации» от 17.05.2001 г. и Декретом КМУ «О стандарти­зации и сертификации» от 10.05.93 г.; ветеринарный контроль — За­коном «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 г., санитарный кон­троль — Законом Украины «О карантине растений» от 30.06.93 г., экологические стандарты и требования — Постановлением КМУ от 20.03.95 г. № 198 «Об осуществлении экологического контроля в пун­ктах пропуска через государственную границу». В случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины на определенный товар применяются соответствующие международные стандарты и требования или стандарты и требования, которые действуют в ве­дущих странах-экспортерах определенных товаров. Указанные стандарты и требования, а также процедура их применения не могут использоваться с целью создания барьеров для осуществле­ния субъектами ВЭД этой деятельности. К импортируемым товарам применяется национальный режим их сертификации.

Современная внешнеэкономическая политика государства на­правлена на защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов ВЭД, создание равных возможностей для раз­вития предпринимательской деятельности, поощрение конкурен­ции и ограничение монополизма в ВЭД, на основе системы средств защиты внутреннего рынка, способных обеспечить защиту его от иностранной конкуренции.

 

 

 

§4