Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
Лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций осуществляется всеми странами, таможенными союзами и экономическими группами государств как одна из мер регулирования этого вида хозяйственной деятельности1. Целью такого регулирования является обеспечение защиты экономических интересов участников экономического оборота, создание для субъектов ВЭД равных возможностей, поощрения конкуренции, ликвидации монополизма, формирование рациональной структуры экспорта и защита внутреннего рынка.
В соответствии со ст. 16 Закона «О ВЭД», Декретом КМУ «О квотировании и лицензировании экспорта товаров (работ, услуг)» от 12.01.93 г. № 6-93 для отдельных видов товаров действуют количественные и стоимостные ограничения относительно их перемещения через таможенную границу Украины — так называемый режим лицензирования и квотирования1. Лицензирование внешнеэкономических операций представляет собой комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению разрешения на осуществление субъектом ВЭД экспорта (импорта) товаров.
В ст. 16 Закона Украины «О ВЭД» выделяется автоматическое и неавтоматическое лицензирование.
Автоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению субъекту ВЭД разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых не устанавливаются квоты. То есть такое лицензирование как административная процедура не оказывает ограничительного воздействия на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию. Срок выдачи лицензии при автоматическом лицензировании не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения соответствующей заявки.
Неавтоматическое лицензирование имеет место при выдаче разрешения на осуществление в течение определенного времени экспорта (импорта) товаров, в отношении которых устанавливаются определенные квоты (количественные или иные ограничения).
Для автоматического и неавтоматического лицензирования предусматривается различный порядок выдачи лицензий. Так, в случае неавтоматического лицензирования срок рассмотрения заявок не должен превышать 30 дней при рассмотрении в порядке поступления, и не более 60 дней, начиная с даты окончания объявленного срока приема заявок, если все они рассматриваются одновременно с другими заявками.
По содержанию различаются такие виды лицензий, как генеральная (на осуществление операций на протяжении срока действия лицензии); разовая (на осуществление одной операции); открытая (на осуществление операций в течение определенного времени с определением их общего объема); антидемпинговая, компенсационная и специальная.
Антидемпинговая, компенсационная и специальная лицензии выдаются на осуществление импорта товаров, являющихся объектом мер по защите отечественного товаропроизводителя согласно Законам Украины 22.12.98 г. «О защите национального товаропроизводителя от демпингового
импорта» и «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О применении специальных мер относительно импорта в Украину».
При таких мерах решение о введении режима лицензирования принимается Межведомственной комиссией по международной торговле при КМУ.
Относительно одного вида товара может устанавливаться только один вид лицензии.
Говоря о квотировании ВЭД, следует различать следующие виды экспортных (импортных) квот: а) глобальные (ограничение объема без определения стран экспорта или импорта); б) групповые (ограничение объема с определением группы стран экспорта или импорта); в) индивидуальные (ограничение объема с определением конкретной страны экспорта или импорта); г) антидемпинговые, компенсационные и специальные (ограничение объемов импорта в Украину товаров, являющихся объектом вышеуказанных мер по защите отечественного товаропроизводителя).
К методам государственного регулирования ВЭД относятся также запреты, ограничения и обеспечительные меры в отношении импорта, экспорта и транзита товаров и услуг, а также экспортный контроль.
Ст. 17 Закона «О ВЭД» устанавливает, что в Украине запрещается: а) экспорт с территории Украины предметов, которые являются национальным, историческим или культурным достоянием украинского народа; б) импорт или транзит товаров, о которых заведомо известно, что они причиняют вред здоровью или угрожают жизни населения или животного мира, или могут привести к разрушению окружающей среды; в) импорт продукции или услуг, которые содержат пропаганду войны, расизма, геноцида и т. п.; г) экспорт и импорт товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности.
К обеспечительным мерам относятся специальные импортные процедуры, применяемые в Украине, включающие применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур и режим предварительных импортных депозитов, которые вносятся в банки. В частности, государственные закупки по импорту комплексных сооружений или массовых партий товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны проводиться путем процедуры международных торгов. Режим предварительных импортных депозитов вводится НБУ с целью регулирования платежного баланса Украины. При этом НБУ устанавливает порядок осуществления таких операций и размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора, который не может превышать 50 % (например, в конце 90-х вводился режим предварительных импортных депозитов для экспорта семян солнечника).
Государственный экспортный контроль представляет собой комплекс мер, которые осуществляют государственные органы по обеспечению государственного контроля за международными передачами товаров, их использованием юридическими и физическими лицами в соответствии с международными обязательствами Украины и интересами национальной безопасности. Предметом экспортного контроля являются товары военного назначения и двойного использования. Дефиниции этих понятий даны в Положении о государственном экспортном контроле, утвержденном Указом Президента Украины от 13.02.98 г. № 117/98.
На территорию Украины разрешается импорт только тех товаров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих товаров и требований, которые действуют на территории Украины. Сертификация продукции и услуг регламентируется Законом Украины «О стандартизации» от 17.05.2001 г. и Декретом КМУ «О стандартизации и сертификации» от 10.05.93 г.; ветеринарный контроль — Законом «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 г., санитарный контроль — Законом Украины «О карантине растений» от 30.06.93 г., экологические стандарты и требования — Постановлением КМУ от 20.03.95 г. № 198 «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу». В случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины на определенный товар применяются соответствующие международные стандарты и требования или стандарты и требования, которые действуют в ведущих странах-экспортерах определенных товаров. Указанные стандарты и требования, а также процедура их применения не могут использоваться с целью создания барьеров для осуществления субъектами ВЭД этой деятельности. К импортируемым товарам применяется национальный режим их сертификации.
Современная внешнеэкономическая политика государства направлена на защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов ВЭД, создание равных возможностей для развития предпринимательской деятельности, поощрение конкуренции и ограничение монополизма в ВЭД, на основе системы средств защиты внутреннего рынка, способных обеспечить защиту его от иностранной конкуренции.
§4
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции