logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции

 

Функционирование рыночных отношений, основой которых является многоукладная экономика, предусматривает необходи­мость создания равных возможностей для всех субъектов хозяй­ствования, а также их свободную конкуренцию. Под конкуренцией в самом общем виде следует понимать определенную состязатель­ность субъектов хозяйствования, когда их взаимодействие ограни­чивает возможность каждого из них единолично влиять на условия оборота товара на рынке и стимулируют предложение тех товаров (работ, услуг), в которых нуждается потребитель.

С начала 80-х годов XX века в экономической политике многих стран мира стали активно проводиться мероприятия, направленные на стимулирование конкуренции. В законодательных системах раз­витых стран мира, таких как США, Германии, Японии и др., вы­работано специальное законодательство, направленное на защиту конкуренции. Накопленный этими странами теоретический и прак­тический опыт служит основой для проведения другими государствами, в том числе Украиной, политики по защите экономической конкуренции.

Законодательства стран мира, которые ориентированы на обес­печение политики страны в сфере защиты конкуренции, формиру­ются на общей теоретической базе. Различия в положениях таких законодательств объясняются тем, что они развивались на разных концептуальных основах. В мировой теории и практике наиболее распространенными являются две концепции политики по защите конкуренции: концепция господства рынка и концепция власти над рынком.

Первая концепция базируется на презумпции господства рынка. Сущность этой концепции заключается в необходимости снятия любых ограничений в конкуренции. Применение такого подхода к законодательному обеспечению политики государства по защите экономической конкуренции позволяет хозяйствующим субъектам занимать на рынке монопольное (доминирующее) положение, но запрещает злоупотребления  с применением рыночной власти.

В законодательствах, основанных на таком концептуальном подходе, больше внимания уделяется созданию добропорядочной конкурентной среды и контролю за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательно правил поведения в сфере конкуренции.

Концепция власти над рынком исходит из понимания того, что власть над рынком — это некая способность хозяйствующего субъекта изменять цены, не изменяя количества продаж при отсутствии альтернативных продуктов. Поэтому крупные фирмы могут влиять на действия мелких фирм. Это требует применения средств, напри и ленных против монополистической деятельности. В законодательствах, основанных на такой концепции, определяется, как правило, доля рынка и его структура, условия вхождения на рынок, наличие барьеров для вхождения на рынок и т.п.'

Исходя из этих двух концепций формируется антитрестовское, конкурентное, либо антимонопольное законодательство различных стран.

Так, например, в США действует антитрестовское законодатель­ство — свод утвержденных Конгрессом юридических актов, определяющих допустимость той или иной практики субъектов хозяйство­вания с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. В антитрес­товском законодательстве понятие «монополизация» является определяющим и обозначает только лишь завоевание или сохране­ние фирмой (или их группой) доминирующего положения на рынке посредством проведения политики ограничения конкуренции.

В отличие от антитрестовского законодательства США, политика стран ЕС по защите экономической конкуренции сочетает запрет монополий и принцип контроля и регулирования их деятельности. В первом случае запрещается поведение, направленное на создание монополий. Во втором случае создание монополий допускается, но лишь постольку, поскольку таковые не нарушают нормативно уста­новленные условия свободы конкуренции.

Характерными чертами антимонопольного законодательство Японии являются более жесткие, чем в США, правила слияния и объединения предприятий, существенное ограничение участия бан­ков в акционерном капитале компаний, полный запрет «чистых» холдингов и ограничение совмещения директорских постов. В Япо­нии для определения монопольного положения применяется крите­рий доли рынка, устанавливается перечень признанных барьеров для доступа, введен особый режим для естественных монополий, чрезвычайно жестко регламентирован процесс слияния предприятий, независимо от того, каким способом оно осуществляется и пр

В постановлении Верховной Рады Украинской ССР от 03.08.90 г. « О реализации Закона «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» в перечень законодательных актов, которые обеспечили бы действие Закона Украинской ССР «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» было включено антимонопольное законодательство.

На сегодняшний день Украиной сделаны существенные шаги на пути формирования антимонопольно-конкурентного законодательства (законодательства о защите экономической конкуренции).

10.07.91 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «Об ограничении монополистической деятельности в СССР ». В нем среди прочего отмечалось, что данный нормативный акт будет применяться в отношении деятельности субъектов хозяйствования, органов и части и управления, которые имеют своим последствием ограниче­ние конкуренции на рынках двух и более республик. Также оговаривалось, что антимонопольная деятельность в пределах союзных республик будет регулироваться республиканским законодательством. Спустя семь месяцев 18.02.92 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об ограничении монополизма и недо­пущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», который определил правовые основы ограничения и предупреждения монополизма в предпринимательской деятельности. Но, указанный Закон касался в преобладающей своей части не соз­данию условий для развития и поддержки добросовестной конкурен­ции, а вопросов борьбы с монополизмом и недобросовестными проявлениями конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что по­рядка 17 статей указанного Закона были посвящены вопросам создания, организации деятельности и функционирования Анти­монопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Указанный нор­мативно-правовой акт не определял сущности экономической конкуренции и не давал легальной трактовки термина « конкуренция ».

26.11.93 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Укра­ины «Об Антимонопольном комитете Украины», 07.06.96 г. — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Важным этапом в процессе создания системы антимонопольного законода­тельства стало принятие 20.04.2000 г. Закона Украины «О естествен­ных монополиях». И, наконец, 11.01.2001 г. принят Закон Украи­ны «О защите экономической конкуренции», с момента вступления в силу которого утратил силу Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предприниматель­ской деятельности».

Если принять во внимание позицию отечественного законодате­ля относительно правового обеспечения политики государства в сфере антимонопольно-конкурентного регулирования, то можно отметить, что государство постепенно перешло от законодательно регулирования процессов обеспечения конкуренции, основании на концепции власти над рынком к законодательству, основанному на концепции господства рынка. И в настоящий момент законодательство Украины, регулирующее общественные отношения и сфере защиты экономической конкуренции, имеет целью не борьбу с монополизмом, не преследование крупных фирм — субъект» хозяйствования, а создание и всестороннюю поддержку конкурент ной среды на рынке, что достигается среди прочего путем:

— законодательного определения понятия «конкуренция»;

— определения составов правонарушения в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке;

— пресечения, предотвращения и государственного преследования недобросовестных проявлений конкуренции.

В юридической литературе многие вопросы антимонопольного (конкурентного) права детально рассмотрены. Однако следует отметить, что современная наука конкурентного права развивается намного медленнее, чем правоприменительная практика, что связано со становлением и развитием новых форм общественных отношений в сфере хозяйствования. Комплексные специальные научные теоретические исследования конкуренции, монополии и государственной политики в этой сфере предприняты лишь немногими отечественными и российскими авторами, среди которых выделяются работы Р.Г. Агаева, А.В. Антощенко, К. Ю. Тотьелп, И. И. Дахно, В.И. Еременко, Н.Н. Ермощенко, А. Ластовецкого, Н.А. Саниахметовой, С. А. Паращука, Л.Н. Семеновой и др.

Многие вопросы государственного регулирования экономической конкуренции изложены в работах ученых-экономистов. Это объясняется тем, что категория «конкуренция» имеет, прежде всего, экономический характер.

Итак, рыночная система, построение которой ведется в Украине, в классическом представлении содержит стихийное и целенаправленное регулирование. Основой стихийного регулирования (саморегулирования) являются объективные экономические законы (например, закон спроса и предложения)1. Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества (публичных интересов). Поэто­му саморегулирование необходимо корректировать и дополнять целенаправленным воздействием на экономическую систему с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое вли­яние осуществляется при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является регулирование конкуренции. Его главное назначение — стимулировать конкуренцию, предупреждать и пресекать противоправную деятельность субъектов хозяйствования, посягающую на механизм конкурентной борьбы.

Государственное регулирование конкуренции — это целена­правленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых законодательством, по '/становлению и реализации правил хозяйствования на товар­ных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, является публичный интерес, заключающийся в необходимости поддер­жания конкурентных основ рынка. Как пишет ведущий американский исследователь вопросов конкуренции М. Портер, правительство «должно вдохновлять — или даже подталкивать — компании к повышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции, даже несмотря на то, что этот процесс оказывается весьма неприятным и сложным».

Важнейшими формами государственного регулирования конкуренции являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование конкуренции проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил поведения участ­ников хозяйственных отношений, обеспечивающих конкурентную среду в сфере хозяйствования. Такое регулирование олицетворяет особую деятельность государства, направленную на создание правовых форм экономического порядка.

В свою очередь, организационное регулирование конкуренции заключается в создании государством антимонопольных органов и наделении их соответствующим объемом прав с тем, чтобы они могли оказывать реальное и положительное воздействие на эконо­мические отношения.

Правовое регулирование защиты экономической конкуренции основывается на положениях Конституции Украины. В частности, ст. 42 Конституции Украины устанавливает правила, в соответствии с которыми:

—  государство обеспечивает защиту конкуренции в предпри­нимательской деятельности;

—  не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция;

—  виды и границы монополии определяются законом.

Кроме этого, Конституция Украины устанавливает порядок на­значения на должность и освобождения от занимаемой должности Председателя АМКУ, что входит в состав полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины (п. 12 ст. 85).

В Конституции также закреплена необходимость исключительно законодательно­го определения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования (п. 8 ст. 92).

Определение Конституцией Украины требования относительно законодательного установления правил конкуренции означает, что только специально уполномоченные органы государства могут трактовать сущность указанного понятия и правил в соответствую­щей сфере. Превышение органами власти и управления предоставленных полномочий является нарушением закона, субъекты хозяйствования и органы власти и управления должны соблюдать только те правила конкуренции, которые установлены законом, и обжало­вать те из них, которые выходят за рамки указанных полномочий.

Специальное законодательство в сфере защиты экономической конкуренции можно условно разделить на два блока. Первый блок касается противодействия антиконкурентному поведению со стороны субъектов хозяйствования (их групп) и органов управления, обладающих рыночной властью. Основными актами законодательства здесь выступают положения ст.ст. 25-31 ХК Украины, Закон Украины «О защите экономической конкуренции», Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. и др. Второй блок касается антиконкурентного поведения субъектов хозяйство­вания, не обладающих рыночной властью. Основу данного блока составляют положения ст.ст. 32-38 ХК Украины, законы «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О рекламе» и редакции от 11.07.2003 г. и др.

Общим для всей сферы экономической конкуренции является Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

Во исполнение названных законодательных актов принято мно­жество подзаконных актов, например, распоряжение Антимоно­польного комитета Украины «Об утверждении Типовых требований к согласованным действиям для общего освобождения от предвари­тельного получения согласия органов Антимонопольного комитет» Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования» от 12.02.2002 г. № 273 и многие другие.

Законодательство о защите экономической конкуренции имеет целью регулирование отношений между участниками хозяйственной деятельности между собой, а также между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны, на территории Украины.

§2