logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.

Мировой опыт свидетельствует, что создание в определённых городах или регионах специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ), с установлением льготного режима экономической деятельности, стимулированием инвестирования в экономику этих территорий, является одним из эффективных решений проблем инвестирования. Создание СЭЗ свободного предпринимательства направлено на решение задач экономического и социального развития различных территорий, что расширяет возможности торговли, научно-технического сотрудничества, реализации крупных инвестиционных проектов, поскольку установление в них особенного таможенного режима, льготного порядка налогообложения и других специальных условий создаёт дополнительные стимулы.

Во многих зарубежных странах, практикующих создание СЭЗ, зоны доказали свою эффективность. В настоящее время в мире насчитывается около 400 СЭЗ торгово-складного типа и более 300 СЭЗ производственного тика. Наибольшее число свободных таможенных хон действует в индустриально развитых странах. В Европе насчитывается около 130 таких зон, в США – более 180. Зоны экспортного производства получили наибольшее распространение в развивающихся странах.

Свободной экономической зоной обычно считается часть территории той или иной страны, на которой устанавливается и действует специальный режим, в том числе льготный таможенный режим, который может сочетаться с предоставлением иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные.

Общие положения о специальных экономических хонах предусмотрены в главе 39 ХК Украины. Согласно ст 405 ХК на территории специальной экономической зоны действует законодательство Украины с учётом особенностей, предусмотренных ХК, законом об общих началах создания и функционирования СЭЗ, а также законом о создании конкретной специальной экономической зоны, принятым в соответствии с Кодексом.

Закон Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13.10.92 определяет порядок создания, ликвидации и механизм функционирования СЭЗ на территории Украины, общие правовые и экономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с местными советами, органами местного самоуправления и другими органами.

Согласно законодательному определению, специальная (свободная) экономическая зона представляет собой часть территории Украины , на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.

Целью создания СЭЗ является привлечение иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развитие инфраструктуры рынка, улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины.

СЭЗ создаются в Украине в целях:

- стимулирования структурных преобразований в экономике путём привлечения иностранных инвестиций;

- активации совместной с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг;

- увеличение поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг;

- активизации научно-технического обмена, привлечения и внедрения новых технологий;

- заимствования передового организационного и управленческого опыта рыночных методов хозяйствования;

- создания современной рыночной инфраструктуры;

- улучшения использования природных и трудовых ресурсов;

- ускорения социально-экономического развития отдельных регионов и Украины в целом, повышение жизненного уровня населения.

СЭЗ создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов и местной государственной администрации. Статус и территория СЭЗ, а также срок, на который она создаётся, определяются ВРУ путём принятия отдельного закона для каждой СЭЗ.

Виды СЭЗ:

1.                       Внешнеторговые зоны – часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или с её отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли за счёт предоставления таможенных льгот, услуг по доработке, сортировке, пакетированию товаров и др. Формы их организации: свободные порты, свободные таможенные зоны, таможенные склады.

2.                       Комплексные производственные зоны – часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и др) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму экспортных производственных зон, где развивается прежде всего экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции, и импортно-ориентированных хон, главная функция которых – развитие импортнозаменных производств

3.                       Научно-технические зоны – СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с дальнейшим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут существовать в форме региональных инновационных центров – технополисов, районов интенсивного научного развития, высокотехнологических промышленных комплексов, научно-производственных парков, а также локальных инновационных центров и опорных инновационных пунктов.

4.                       Туристическо-рекреационные зоны – свободные экономические зоны, которые создаются в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности в сфере рекреационно-туристического бизнеса.

5.                       Банковско-страховые (оффшорные) зоны – это зоны, в которых вводится особо благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы при участии только нерезидентов и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами Украины.

6.                       Зоны приграничной торговли – часть территории государства на границах с соседними странами, где действует упрощённый порядок пересечения границы и торговли.

Кроме вышеуказанных, в Украине могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные специальные экономические зоны, которые сочетают в себе черты и элементы зон разных типов.

По признакам открытости и месторасположения различают интеграционные СЭЗ ( деятельность которых направлена на тесное взаимодействие с внезональной экономикой страны) и анклавные (ориентированные на связи с внешним рынком), внешние (расположенные на границе с другими государствами) и внутренние (расположенные во внутренних районах страны).

В специальных экономических хонах создаются благоприятные таможенные условия и режим таможенного налогообложения: льготный режим и уровень налогообложения, специфические валютно-финансовые условия, банковско-кредитная система, система кредитования и страхования, условия отдельных видов платежей и система государственного инвестирования.

На все субъекты и объекты экономической деятельности специальной экономической зоны распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях.. государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности специальной экономической зоны право на вывоз прибылей и капитала, инвестированного в специальную экономическую зону, за пределы специальной экономической зоны и Украины.

Согласно Закону Украины «О режиме иностранного инвестирования» специфика регулирования иностранных инвестиций в специальных экономических зонах устанавливается законодательством Украины о специальных экономических зонах. Правовой режим иностранных инвестиций, который устанавливается в специальных экономических зонах, не может создавать условия инвестирования и осуществления хозяйственной деятельности менее благоприятные, нежели установленные законодательством.