logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности

 

Как уже указывалось выше, лицензирование и патентование определенных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются средствами государственного регулирования в сфере  хозяйствования, направленными на обеспечение единой государствен­ной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей (ч. 1 ст. 14 ХК Украины). Это означает наличие у государства (кроме налоговых, финансово-кредитных, ценовых и других мер) возможности использования системы лицензирования, патентования и квотирования определенных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности в качестве мер воздействия на экономику.

Дело в том, что само по себе получение субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации еще не означает, что им одновременно и наделяется правом на занятие всеми видами хозяйственной (предпринимательской) деятельности. На некоторые из тик их видов хозяйственной деятельности субъект хозяйствования должен получить лицензии и/или патенты, и/или другие разрешительные документы (например, разрешение местных органов самоуправления на размещение объекта торговли, квоту на экспорт/импорт отдельных видов продукции и др.).

Важнейшими разрешительными документами в сфере хозяйствования являются лицензии и торговые патенты.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ХК Украины правовые основы лицензирования и патентования определенных видов деятельности определяются исходя из конституционного права каждого на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (ст. 42 Конституции Украины), а также принципов хозяйствования, установленных в статье 6 названного Кодекса.

Следует различать два вида лицензирования хозяйственной де­ятельности. Первый — лицензирование деятельности внутри хозяйственного оборота Украины согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Второй — лицензирование операций во внешнеэко­номической деятельности согласно законодательству о ВЭД. Последний из указанных институтов

лицензирования будет рассмо­трен в гл. 14 настоящей книги.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона Украины от 01.06.2000 г. лицензирование — это выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюде­нием лицензиатами (субъектами хозяйствования, получившими лицензию на осуществление определенного вида деятельности) лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении на­рушений лицензионных условий, а также распоряжений об устра­нении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Основные направления государственной политики в сфере ли­цензирования и ее законодательные основы определяет Верховная Рада Украины. Реализацию государственной политики в этой сфе­ре осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполно­моченный орган по вопросам лицензирования, а также органы ис­полнительной власти, уполномоченные Кабинетом Министров Украины, исполнительные органы советов, специально уполномо­ченные проводить лицензирование определенных видов хозяйствен­ной деятельности. Перечень органов лицензирования утвержден постановлением КМУ от 14.11.2000 г. № 1698. Например, Мини­стерство труда Украины лицензирует посредническую деятельность по трудоустройству за границей, МВД Украины — производство, ремонт и торговлю огнестрельным оружием и боеприпасами и т.д. Полномочия органов лицензирования определены в ст. 6 выше­названного Закона от 01.06.2000 г. В частности, орган лицензирования:

—  обеспечивает исполнение законодательства в сфере лицензи­рования;

—  утверждает со специально уполномоченным органом по во­просам лицензирования лицензионные условия осущест­вления лицензируемых видов хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением;

—  выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицен­зий, принимает решения о признании лицензий недействи­тельными;

—  осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий;

—  издает распоряжения об устранении нарушений лицензион­ных условий;

—  аннулирует лицензии на определенный вид деятельности;

—  формирует и ведет лицензионный реестр.

В соответствии с этим можно дать следующее емкое определение этого института: лицензирование — это деятельность полномочных органов государственной власти и местного самоуправления по выдаче, учету, переоформлению и аннулированию лицензий, а также по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и законодательства о лицензировании.

Лицензия — это документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования — лицензиата на осущест­вление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий (ч. 3 ст. 14 ХК Украины, ч. 1 ст. 1 названного Закона). Лицензии выдаются органами лицензирования.

Лицензионные условия — это установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квали­фикационных и других специальных требований, обязательных для исполнения при проведении (осуществлении) видов хозяйствен­ной деятельности, которые подлежат лицензированию. Данные лицензионные условия устанавливаются органами лицензирования по согласования с Лицензионной палатой Украины.

Исчерпывающий перечень видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности, подлежащих лицензированию, приведен и ч. 2 ст.2 и ст. 9 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

К таким видам, в частности, относятся:

—  поиск (разведка) полезных ископаемых;

—  производство, ремонт и торговля огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, холодным оружием;

—  изготовление взрывчатых веществ и материалов (по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины);

—  изготовление особо опасных химических веществ (по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины);

—  добыча урановых руд;

—  медицинская практика;

—  деятельность арбитражных управляющих;

 - предоставление образовательных услуг;

- охранные услуги и другие виды хозяйственной деятельности, полный перечень которых составляет 61 пункт на момент из­дания настоящей книги.

В литературе выделяются различные критерии для определения лицензируемых видов деятельности: опасность конкретной деятель­ности для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; высокая доходность такой деятельности1; степень затрагивания конкретным видом деятельности общественного интереса (интересов здоровья и безопасности населения) и интересов  государства (государственной безопасности)2. Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции.

Обращает на себя внимание, что лицензированию подвержена не только предпринимательская, но всякая хозяйственная де­ятельность. Ранее, до принятия Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» положения о лицензировании предусматривались в Законе «О предприниматель­стве» , что не соответствовало реальным условиям экономики. Ведь многие субъекты, не обладающие статусом предпринимателя (на­пример, учреждения науки и образования), осуществляли деятель­ность, к которой предъявлялись повышенные требования к их ка­честву и безопасности. Поэтому лицензирование было распростра­нено в целом на хозяйственную, а не только на предпринимательскую деятельность, что в очередной раз подтверждает ценность единого правового регулирования в рамках отрасли хозяйственного, а не предпринимательского права.

Субъект хозяйствования, который желает заниматься лицензи­руемым видом хозяйственной деятельности, должен лично либо через уполномоченное лицо обратиться в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца и приложить документы, подтверждающие государственную регистрацию субъ­екта хозяйствования и наличие организационно-имущественной базы для выполнения лицензионных условий. Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение ли­цензии, устанавливается Кабинетом Министров Украины по пред­ставлению специально уполномоченного органа по вопросам лицен­зирования. Такой перечень установлен постановлением КМУ от 04.07.2001г.

Орган лицензирования должен принять решение о выдаче ли­цензии либо об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10-ти рабочих дней с даты поступления заявления от субъекта хозяйствования о выдаче лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке. За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины определяется Кабинетом Министров Украины (ст.ст. 10, 11 и 15 названного Закона).