logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность

 

Исходным в изучении методов и форм государственного воздействия на хозяйственные отношения должно выступать разграниче­ние этих понятий, поскольку не вызывает сомнений, что понятие «метод» и «форма» не являются тождественными. Исходя из того, что метод (от греч. — путь исследования) — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи при помощи приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; а форма — есть внешнее очертание, внешний вид, контуры предмета, либо внешнее выражение какого-либо содержания, следует признать, что понятие метода соотносится с внутренней, а формы — с внешней характеристикой любого явления. При этом метод является всегда первичной, а форма — вторичной субстанцией, так как при отсутствии определенной направленности человеческого поведения ему невозможно придать какую-либо форму. В этом смысле правомерно выделить сначала методы госу­дарственного воздействия на хозяйственную деятельность, а потом говорить о его формах.

Метод государственного воздействия на хозяйственную деятельность — это совокупность используемых соответствующими государственными органами приемов, средств и способов влияния на поведение хозяйствующих субъектов с целью обеспечения надлежащих условий их функционирования сообразно требованиям социально-ориентированной экономики и задачам текущей экономической политики. В то же время форма государственного воздействия на хозяйственною деятельность (как производственное от применяемых методов) представляет собой внешние выражения действий государственных органов, направленных на реализацию специфических задач и функций в процессе применения избранных методов государственного воздействия на экономику.1

При этом важно подчеркнуть, что применительно к одному и тому же методу государственного воздействия на хозяйственную деятельность могут быть использованы разнообразные формы его реализации. К примеру, метод лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности может быть выражен в таких формах как нормативное регулирование, фактическая выдача лицензий, осуществление контроля за выполнением лицензионных условий и др. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности может выражаться во внесении хозяйствующего субъекта в соответствующий реестр, в выдаче свидетельства установленного образца, регистрации изменений в учредительные документы и т.п.

Иными словами, взаимодействие форм и методов государствен­ного воздействия на хозяйственные отношения осуществляется таким образом, что методы, по сути, определяют форму своей реализации, так как органически связаны с содержанием управленческой деятельности. Именно обогащение содержания государственного управленческого воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности, накопление необходимого практического опыта и знаний в этой области обусловливает совершенствование различных методов государственного воздействия на хозяйственные отношения, как результат, приводит к изменению форм реализации конкретных методов. Причем, преобразования в науке и технике, интенсивное развитие различных экономических и социально-политических процессов предъявляют новые более высокие требования к организации хозяйственной деятельности, не позволяют довольствоваться сложившимися в этой сфере формами и методами, даже если они хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Объясняется это тем, что изменение содержания управленческих задач, обусловленное развитием управленческих объектов, предполагает объективную необходимость обновления соответствующих методов и форм их осуществления. Сущность такого обновления заключается в том, что соответствующие государственные органы и их должностные лица как субъекты государственного воздействия на сложившиеся хозяйственные отношения осуществляют сознательный (с учетом объективных законов общественного развития и сложившейся социально-экономической ситуации) выбор и комбинацию конкретных методов воздействия на поведение хозяйственных субъектов с тем, чтобы сориентировать их деятельность на достижение поставленных социально необходимых целей.

При этом в основе такого выбора конкретных методов лежат убеждение и принуждение как всеобщие диалектически взаимосвязанные способы государственно-правового воздействия на управляемые объекты. Фактически все разнообразие конкретных методов и приемов правового и организационного воздействия на повседневную деятельность хозяйственных субъектов выражается в средствах стимулирующего (убеждение) и директивного (принуждение) характера. Вместе с тем элементы принуждения более свойственны прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность, тогда как элементы убеждения (стимулирования) являются характерной особенностью косвенных методов государственного воздействия в данной сфере.

В частности, к прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность относятся:

— государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности;

— лицензирование и патентование отдельных видов хозяйственной деятельности;

— стандартизация и сертификация продукции;

— аттестация производства;

— валютное регулирование (включая ограничение сроков воз­врата валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам);

— установление государственных фиксированных цен;

— национализация и др.

Некоторые из названных методов (например, лицензирование, патентование, валютное регулирование) имеют широкое применение и реализуются органами управления всех уровней. В то же время другие могут применяться как исключение. Так, национализация может осуществляться лишь по решению Верховной Рады Украины.

Кроме прямых методов воздействия на хозяйственную деятельность достаточно широко применяются также косвенные методы, к числу которых относятся такие их разновидности как:

— установление налогов, сборов и других обязательных пла­тежей;

— государственный заказ;

— дотации, субвенции и субсидии;

— государственное кредитование;

— установление налоговых льгот и преференций;

— закрепление в отдельных случаях граничных размеров цен, граничных уровней себестоимости, граничных уровней торговых надбавок, а также цен, требующих обязательного со­гласования их изменений с государственными органами;

— установление валютных курсов и ставок рефинансирования;

— осуществление приватизации и др.

Ряд методов государственного воздействия на хозяйственную деятельность являются комплексными, поскольку включают в себя одновременно элементы убеждения и принуждения, например, меры по поддержке добросовестной экономической конкуренции включают как принудительное разделение монопольных образований (прямое властное воздействие), так и льготное налогообложение субъектов малого бизнеса (косвенное воздействие).

Формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность также могут быть разделены на виды. Причем, наиболее распространенными из них являются:

— планирование(директивное и индикативное);

— нормативное регулирование;

— индивидуальные управленческие решения;

— контроль и надзор;

— координация;

— формирование отчетности;

— информационное обеспечение субъектов хозяйственных отношений;

— восстановление правовых положений;

— применение мер хозяйственно-правовой ответственности и др. Выделение перечисленных форм государственного воздействия на хозяйственную деятельность основывается на предположении, что они имеют универсальных характер и могут применяться в качестве внешнего выражения различных методов государственно­го воздействия в данной сфере. Вместе с тем было бы неверно полагать, что любому методу государственного воздействия присущ весь спектр существующих форм. Ведь методы отличаются друг от друга не только своим содержанием, но и функциональной направленностью. Например, мероприятия по регистрации субъектов предпринимательства Не подвластны планированию. В то же время планирование является важнейшей формой государственного воздействия в сфере приватизации. Оно находит отражение как в Государственной программе приватизации, так и в многочисленных планах приватизации конкретных объектов.

Рассматривая формы и методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность нельзя не отметить, что их практичекое использование предполагает определенное вмешательство государства в производственную и экономическую деятельность хозяййствующих субъектов. Это вмешательство, конечно, совершенно оправданно и закономерно, поскольку благодаря ему реализуются экономические функции государства, обеспечивается осознанный, целеустремленный и организованный характер хозяйственной деятельности. Вместе с тем, вмешательство государства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов не должно осуществляться хаотично без учета реальных потребностей организации общественного производства. Ведь рыночная экономика не имеет ничего общего с анархией и произволом. Напротив, экономическая свобода в предпринимательской деятельности требует строгого и неукоснительного выполнения ее участниками установленных государством правил поведения не только в организации хозяйственной деятельности, но и в иных сферах функционирования рыночной среды.

Иными словами, осуществление хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики предполагает обязательное регули­рующее воздействие государства, которое заключается в издании нормативно-правовых актов, направленных на поддержание целенаправленного развития экономических процессов и подавление возможных неблагоприятных последствий использования рыночных механизмов. С этой целью государство должно планомерно и целенаправленно формировать хозяйственный механизм существующей экономической системы, скрупулезно и научно обоснованно определять формы и методы государственного вмешательства в экономическую и производственную деятельность хозяйствующих субъектов.

В связи с этим вряд ли можно признать оправданным то обстоятельство, что в Украине до недавнего времени ни один нормативный акт не осуществлял регламентацию государственного вмешательства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов, не определял ни формы, ни методы государственного воздействия на их деятельность. В частности, ГК Украинской ССР, впрочем как и новый ГК Украины, направленные на регламентирование горизонтальных связей по своей природе не призваны определять границы (в том числе формы и методы) государственного вмешательства в экономику. Законы Украины «О предпринимательстве», и «О предпри­ятиях в Украине» также не решали соответствующих проблем. Провозглашение в них свободы и гарантий предпринимательства не сопровождалось закреплением в законодательстве целостной структуры государственного воздействия и нормативного регулирования хозяйственной деятельности. Только Хозяйственный кодекс Украины сделал важный шаг в направление постановки государства в рамки правовой процедуры государственного воздействия на экономическую, производственную и хозяйственную деятельность субъектов общественного производства, закрепил конкретные формы, методы и средства регулирующего воздействия государства в данной сфере.

Соответствующие положения, касающиеся этой проблемы, помещены в главе 2 ХК Украины, которая называется «Основные направления и формы участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования. При этом в статьях 12-18 ХК сна­чала классифицированы, а потом раскрыты основные средства ре­гулирующего воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов, а именно определены: государственный заказ; государственное задание; лицензирование; патентование; квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; использование дотаций, компенсаций и целевых инноваций; предоставление субвенций и субсидий и т.п. Причем условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств госу­дарственного регулирования хозяйственной деятельности определяются не только ХК Украины и другими законодательными актами, но и конкретными программами и планами экономического и социального развития. Это ориентирует хозяйствующие субъекты на восприятие нормативных актов и актов планирования (программирования) как форм реализации конкретных методов государственного регулирования экономики.

Вместе с тем, отмечая положительное значение ХК Украины в плане организации государственно-правового воздействия на хозяйственную деятельность, нельзя, к сожалению, не указать на отсутствие в нем четкой конкретизации некоторых весьма важных форм и методов государственно-правового воздействия. Так статья 19 ХК Украины, регламентирующая основы государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью, определяет сферы их применения. Однако поскольку указанная норма не наполнена конкретными функциями контролирующих и надзорных органов, ее действие существенно ограничено. Именно поэтому возникла необходимость принятия Закона «Об основных началах осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине», проект которого находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. С той же целью развития положений ХК был принят Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. Основной задачей данного закона предполагалось установление порядка разработки, обсуждения, принятия, отмены и проверки экономической целесообразности и эффективности регуляторных актов государства в сфере хозяйственной деятельности. Однако несмотря на « выписанность» процедур принятия регуляторных актов, нормы закона пока не реализованы в достаточной степени. Причина этого, как представляется, кроется в недостаточной эффективности судебной системы Украины, которая призвана защищать права и интересы субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с государственными органами.

Иными словами, для обеспечения эффективного регулирования экономической и хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо не только закрепление в законе соответствующих методов и форм государственно-правового воздействия на экономику, но и конкретизация функций соответствующих государственных органов, осуществляющих государственное руководство экономикой; четкое определение их прав и обязанностей во взаимоотношениях с конкретными хозяйствующими субъектами.