logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

15.4. Хозяйственные договоры

 

Хозяйственный договор является основной формой реализации хозяйственных обязательств, а его роль сводится к опосредованию товарно-денежных отношений участников хозяйственного обо­рота.

В литературе наряду с термином «хозяй­ственный договор» используется термин «предпринимательский договор». В дореволюционной России использовался термин «торго­вые сделки». К ним относились все сделки, заключаемые купцами в виде промысла. Правовыми последствиями признания сделки тор­ной выступали: ее регулирование нормативными актами торгового законодательства и особый порядок рассмотрения споров — в торговых судах. ХК Украины оперирует термином «хозяйственные  сделки» — ст.ст. 30, 84,126 и др.).

Особая юридическая природа, своеобразные юридические черты, .характеризующие хозяйственные договоры как особую категорию и особый договорной тип, отмечались в науке давно.

Не нова также идея кодификации норм, регулирующих хозяйственно-договорные отношения в рамках единого кодекса. Данные вопросы давно являются предметами многочисленных дискуссий, а потому не следует полагать, что они возникли только с введением с 01.01.200-1г, двух новых кодексов.

Более того, сам термин «хозяйственный договор» впервые был использован еще в 1930 г. в нормативных актах, принятых в спиши с проведением кредитной реформы, которая была ориентире шин на укрепление хозрасчета на предприятиях (в организациях) и я отношениях между ними. В течение длительного времени этот термин употреблялся в законодательных актах редко, причем не в его собирательном значении, а лишь применительно к одному из видов, — к договору поставки. В советский период господствовал» также точка зрения, согласно которой хозяйственный договор риг сматривался как «придаток» актов планирования.

Большинство исследователей выделяют, по крайней мере, три значения термина «договор»: договор как правоотношение, как  юридический факт, порождающий обязательства, и как документ, фиксирующий факт возникновения обязательства по воле его участии ков.

Четкое определение понятия хозяйственного договора имеет им только теоретическое, но и практическое значение. Ведь и до принятия ХК Украины в ряде случаев законодательство устанавливали некоторые нормы для регулирования хозяйственных договоров, не определив точно сам термин.

Термин «хозяйственный договор» употреблялся в ХПК Украины, а также в ряде иных нормативных актов задолго до принятия ХН Украины.

К сожалению, ХК Украины не дает определения хозяйственно го договора. В ст. 179 ХК Украины приводится понятие хозяйственно-договорного обязательства как имущественно-хозяйственного обязательства, возникающего между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами —- юридическими лицами на основании хозяйствен­ных договоров.

В связи с этим следует использовать понятие хозяйственного договора, предложенное в доктрине. Одним из наиболее удачных сле­дует признать определение, согласно которому хозяйственный до­говор — это основанное на согласии сторон и зафиксированное в установленной законом форме обязательственное правоотно­шение между субъектами хозяйствования, содержанием кото­рого являются взаимные права и обязанности сторон в сфере хозяйственной деятельности1. В то же время данное определе­ние требует корректировки в сторону дополнения субъектного состава — нехозяйствующие субъекты — юридические лица могут выступать одной из сторон хозяйственного договора, учитывая по­ложения ст. 179 ХК Украины.

Дискуссионным остается вопрос о специфике хозяйственного договора. В советской науке преобладал подход, в соответствии с которым для отнесения договора к категории хозяйственных были необходимы два признака: плановость и распределение продукции между социалистическими организациями. Но это не означает, что понятие хозяйственного договора неприменимо в условиях смешан­ной экономики. Хозяйственный договор — «дитя» экономического уклада общества. От того, каким образом устроены экономические отношения, зависит содержание и направленность хозяйственных договоров.

В период существования советского государства институт хозяй­ственного договора имел преимущественно второстепенное значе­ние, являясь вспомогательным инструментом в отношении актов планирования. В ходе становления рыночной экономики, когда произошло расширение форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, акты планирования утратили свое приоритетное значение для экономики. Вместе с тем, нельзя отрицать роль плановых показателей в деятельности субъектов хозяйствова­ния, в особенности государственных предприятий и предприятий, входящих в состав хозяйственных объединений и промышленно-финансовых групп. Ведь их деятельность подчиняется государствен­ным программам и масштабным бизнес-проектам.

При определении природы хозяйственного договора важно вы­яснить и оценить его отличительные признаки, цели, субъектный состав, специфику его содержания и направленности.

Только после этого можно отграничить хозяйственный договор от иных, в том числе общегражданских договорных форм.

 Традиционно договор относится к сфере частноправовых отно­шений, поскольку базируется на равенстве субъектов, которые его заключают. Неполное соответствие этому тезису — один из важней­ших отличительных признаков хозяйственных договоров. При за­ключении договоров, порождающих хозяйственные обязательства, стороны не всегда обладают одинаковой свободой в определении их содержания. Кроме того, стороны скованы в определении состава существенных условий договора. В частности, согласно ч. 4 ст. 179 ХК Украины такие договоры заключаются на основании:

а)  свободного волеизъявления, когда стороны по своему усмо­трению согласовывают любые условия, не противоречащие законодательству;

б)  примерного договора, рекомендованного органом управления, когда стороны по взаимному согласию могут изменять его содержание, исключать отдельные условия, дополнять его новыми;

в)  типового договора, утвержденного правительством или по его поручению иным органом государственного управления, ког­да стороны связаны содержанием типового договора, но впра­ве конкретизировать его условия;

г)  договора присоединения, разработанного одной из сторон для возможных контрагентов, которые при вступлении в договор не вправе настаивать на изменении или дополнении его со­держания (например, при ж.д. перевозке).

Итак, особенности хозяйственных договоров можно подчеркнуть путем выделения следующих критериев:

1)  наличие хотя бы одной стороны — субъекта хозяйствования. Нехозяйствующие субъекты — юридические лица также могут быть стороной таких договоров. Однако договоры с участием граждан — не предпринимателями не относятся к категории хозяйственных;

2)  связь с хозяйственной деятельностью, т.е. применение догово­ров для удовлетворения экономических потребностей субъек­тов экономических отношений, в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

3)  скованность сторон множеством императивных правил, уста­новленных в законах и подзаконных актах, ограничивающих свободу сторон в большей мере, чем при заключении обще­гражданских договоров;

4)  наличие организационных элементов, устанавливающих связь договаривающихся сторон с государством и обществом (отдельным коллективом).

Не останавливаясь подробно на классификации договоров, которая достаточно детально освещена в литературе, отметим лишь основные виды: двусторонние и многосторонние; реальные и консенсуальные; предварительные и основные; генеральные и текущие и т.п.

Форма заключения хозяйственных договоров. Договор должен быть выражен в объективной форме, доступной для восприятия его условий (содержания) как самими сторонами, так и третьими лицами. По общему правилу — это простая письменная форма. В ряде случаев закон предусматривает обязательность нотариального удостоверения договоров и/или государственной регистрации.

Например, ст. 657 ГК Украины предусматривает, что договоры купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или иного недвижимого имущества заключа­йся в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и су дарственной регистрации.

В соответствии с ч. 7 ст. 179 ХК в отношении процедуры заклю­чил хозяйственных договоров подлежат применению нормы ГК с раины и иных нормативно-правовых актов в отношении отдельных видов договоров с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины.

Так, ст.ст. 182-185 ХК Украины закрепляют особенности заключения предварительных договоров, договоров, основанных на государственном заказе, заключаемых на биржах, ярмарках и публичных торгах. В хозяйственных отношениях применяются общегражданские понятия момента и места заключения договора, оферты и акцепта и некоторые другие (ст.ст. 638—650 ГК Украины). Однако согласно ХК Украины действует иной срок для акцепта, иной порядок предложения о заключение договора на иных условиях, иной состав существенных условий и т.п. (гл. 20 X 1С I В частности, цена является существенным условием хозяйственных, но не гражданских договоров. ХК Украины предусматривает 20-дневный срок для акцепта, а ГК — немедленный акцепт и.им специальный срок, указанный в самой оферте, и др.

Довольно дискуссионным является вопрос о возможности заключения договоров с использованием средств электронной связи. Нормы ГК Украины в ст. 207 прямо предусматривают такую возможное с учетом специального законодательства. В случае соблюдении особой процедуры сделки, заключенные с применением цифровой подписи, приравниваются ГК к обычной письменной форме. Что касается ХК, то хотя он не запрещает заключения таких сделок, и ст. 181 в качестве общего правила указываются лишь на традиционные формы в виде единого документа, обмена письмами, факт граммами и т.п. Думается, такая недооценка электронного документа в ХК Украины должна быть исправлена законодателем.

Новеллой ХК Украины (ст. 181) является правило о том, что хозяйственный договор в форме единого документа по общему правилу должен быть не только подписан сторонами, но и скреплен печатями. Данное правило корреспондирует с общегражданским правилом оформления сделок с участием юридических лиц (ст. 207 ГК Украины).

Кабинет Министров Украины, уполномоченные ими органы исполнительной власти могут рекомендовать субъектам хозяйствования примерные условия хозяйственных договоров (примерные договоры), а в определенных законом случаях — утверждать типовые (п. 2 ст. 179 ХК)2.

Данная норма призвана облегчить оформление договорных отношений, поскольку если бы стороны были вынуждены разрабатывать самостоятельно все проекты договоров, им пришлось бы столкнуться со значительными трудностями, а это, в свою очередь, по влекло затяжку оформления договорных отношений из-за необходимости затрачивать дополнительное время для согласования си дельных условий. При этом не было бы никакой уверенности в том что в договоре нет пробелов, которые затем затруднят действия сторон или хозяйственного суда в случае возникновения спори Кроме того, отсутствие таких договоров провоцирует неконкурентное поведение экономически сильных субъектов.

Типовые договоры, могут содержать два вида условий, кото­рые: 1) устанавливают права и обязанности сторон; 2) определяют иные условия, которые могут быть определены сторонами в догово­ре но собственному усмотрению. Главным признаком типовых договоров, является их обязательность, то есть стороны не могут ис­ключать из договора или изменять существенные условия, закре­пленные как обязательные для данного вида договоров.

Например, Типовой концессионный договор, утвержденный постановлением КМУ от 12.04.2000, Типовой договор аренды целост­ного имущественного комплекса государственного предприятия I структурного подразделения предприятия), утвержденный указом ФГПУ от 23.08.2000.

Примерные договоры носят рекомендательный характер, по­скольку определяют лишь желательную договорную модель, от которой стороны могут отступить на свой страх и риск.

Например, Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в городском и междугороднем сообщении, утвержден­ный Минтрансом 14.10.1997, Примерный договор финансового ли-зинга, утвержденный Министерством по делам науки и технологий 141.03.1998 и др.

В ряде случаев закон упоминает обязательность заключения хозяйственных договоров (договоры, основанные на государствен­ном заказе).

Особое значение имеет понятие существенных условий хозяй­ственных договоров, поскольку достижение согласия по данным условиям влияет на возникновение договорных прав и обязанностей сторон.

Существенными условиями хозяйственных договоров явля­ется условия, признанные такими по закону либо необходимые для договоров данного вида, а также условия, по которым по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согла­шение (ст. 180 ХК Украины).

При этом определить существенные условия, четко закрепленные в законе, или те, без согласования которых договор не может быть ни ключей, особой сложности не составляет. ХК Украины в качестве существенных условий называет предмет договора, цену и срок действия. Понятно, что заключить договор купли-продажи без определения объекта сделки невозможно, равно как нельзя игно­рировать цену в договоре, если этого требует норма закона.

Что касается условий, которые по требованию стороны должны быть согласованы, то они зависят от вида договора, намерений сто­рон и могут определять как дополнительные способы обеспечения обязательств (неустойка, удержание, поручительство), так и конкретизировать особенности исполнения обязательств (условия и сроки оплаты, порядок отгрузки товара, упаковку, маркировку и Г.п.). Например, в предложении о заключении договора сторона может указать, что в договоре должно быть четко определен производитель продукции. Поэтому существенными условиями выступают условия, о которых стороны договорились, протоколе разногласий, при заключении договора в соответствии с требованиями ст. 181 ХК.

Отсутствие согласия сторон по любому из существенных условий может служить основанием для признания договора незаключенным (не породившим правовые последствия).

Предметом хозяйственного договора являются действия (бон действие), которые должна совершить (удерживаться от совершения) обязанная сторона. Имущественно-хозяйственные обязательства между субъектами хозяйствования, возникающие на основании хозяйственных договоров, имеют сложный предмет, в который входят действия сторон, т.е. юридический объект, и имущество (вещи, права, обязанности), которое является материальным объектом.

Большинство авторов настаивает на позитивном характере до говорного обязательства, т.е. активном поведении должника, направленном на совершение определенных действий. В отношении обязанности не совершать определенные действия следует отметить, что она носит, как правило, вспомогательный характер по отношению к активному действию обязанного субъекта.

Например, довольно распространены так называемые «дилерские» договоры, по условиям которых исполнитель наряду с обязанностью распространять товар, обязуется не обслуживать фирмы, являющиеся конкурентами заказчика.

Материальный объект в договоре должен быть четко определен (наименование товара, марка, сорт или результат, который должен быть достигнут при выполнении работ или предоставлении услуг).

Цена договора является формой денежного выражения стоимости продукции (работ, услуг), которые реализует субъект хозяйствования (ч. 1 ст. 189 ХК). Обычно цена определяется в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора.

Крайне важным является разграничение категорий «цена договора» и «цена товара (работ, услуг) ». В некоторых случаях определить цеп у договора не достаточно. Если стороны заключают договор подряда пи выполнение комплекса работ и указывают, что цена договора (т.г общая стоимость работ) составляет 100 грн., это не освобождает их от обязанности согласовать смету, в которой будут указаны цепы конкретных работ, подлежащих выполнению: ремонт — 5 грн., покраска — 3 грн. и т.д. В противном случае отсутствие проектно-сметной документации может явиться основанием для признания договора не заключенным.

Ряд проблем может возникнуть с применением срока действии хозяйственного договора. В соответствии с ч. 7 ст. 180 ХК, сроком действия договора является время, на протяжении которого существуют хозяйственные обязательства сторон, возникшие на основа­нии этого договора.

Однако такую норму нельзя истолковать в том смысле, что если по окончании срока действия, к примеру, договора поставки покупатель мо выполнил свое обязательство, поставщик лишается права требова­ния. В данном случае речь должна идти о сроке для возникновения обязательства, к исполнению которого стороны не приступили. Сто­роны считаются приступившими к исполнению обязательства в мо­мент, когда одна из них исполнила свою часть обязательства. В этот момент возникает право требования кредитора, которое существует на протяжении срока исковой давности, а не срока действия договора. Коли же стороны не приступили к исполнению обязательства, а срок договора истек, сторона, заинтересованная в его исполнении, должна выяснить, не утратила ли вторая сторона интерес к исполнению.

Необходимо разграничивать случаи признания хозяйственных договоров недействительными и незаключенными.

Во-первых, недействительным может быть признан только за­ключенный договор. Так, Высший хозяйственный суд Украины разъяснил, что недействительным может быть признан лишь договор, по которому сторонами в надлежащей форме достигнуто со­глашение по всем существенным условиям. Иначе хозяйственному пуду следует прекратить производство по делу.

Во-вторых, иск о признании договора незаключенным не может выступать предметом самостоятельных исковых требований, так как «требование об установлении факта незаключенного договора но приводит к восстановлению нарушенного права» и такой способ защиты не предусмотрен ни ст. 16 ГК Украины, ни ст. 20 ХК Укра­ины, «однако является доказательством установления факта и «элементом оценки фактических обстоятельств дела»3.

Во-вторых, незаключенный договор вообще не порождает правовых последствий, а недействительный договор допускает примене­ния последствий недействительности сделки (реституции) согласно § 2 гл. 16 ГК Украины и ст.ст. 207-208 ХК Украины. По незаключенному договору возможен иск о неосновательном приобретении имущества, имеющим внедоговорную природу (иной предмет иска), что регламентирует гл. 83 ГК Украины.

В зависимости от того, к какому из видов относится конкретный сговор, различаются и те последствия, которые наступают. По  общему правилу обязательство, противоречащее закону, право­субъектности участника, интересам общества и государства может быть признано судом недействительным (ст. 207 ХК Украины).

Исполнение хозяйственного обязательства, признанного судом недействительным, прекращается со дня вступления в силу решения суда, как недействительное с момента его возникновения. Однако в случае когда из содержания обязательства вытекает, что оно может быть признано недействительным лишь на будущее, такое обязательство признается недействительным и прекращается на будущее (ч. Зет. 207ХК).

Отсутствие подобной нормы в законе ранее приводило к проблемам, которые разрешались благодаря разъяснениям Высшего хозяйственного суда Украины. Так, в одном из разъяснений раскрыта проблема признания недействительным договора об оказании услуг. Если часть услуги уже оказана, то возвратить ее, в отличие от товара, не представляется возможным. Такое обязательство может быть признано судом недействительным лишь на будущее.

Проблемным является на сегодня вопрос признания недействи­тельными ничтожных сделок в контексте правила ст. 215 ГК Укра­ины, предусматривающей отсутствие необходимости судебного решения о недействительности таких сделок, но наличие права на иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В то же время, исходя из того, что ГК Украины не запре­щает предъявление иска о признании недействительной ничтожной сделки, а ХК Украины в ст. 207 предусматривает судебный порядок признания хозяйственных обязательств недействительными, можно констатировать, что хозяйственные суды не вправе отказывать в принятии исковых заявлении о признании недействительными ничтожных сделок. По такому же пути идет практика решения аналогичных проблем в Российской Федерации.

Если хозяйственная сделка признана судом недействительной и при этом имел место умысел обеих сторон на ее совершение с целью заведомо противной интересам государства и общества, то в случи г исполнения такого обязательства все полученное сторонами по сделке взыскивается в доход государства по решению суда. В случае, когда умысел был только у одной стороны, то в доход государства взыскивается только ей причитающееся имущество. Если же основания признания обязательства иные, закон предписывает по общему правилу проведение двусторонней реституции (ст. 208 ХК). Здесь наблюдается очередное отличие хозяйственно-правового от обще гражданского регулирования — ГК Украины не содержит норму о взыскании полученного по сделке в доход государства.

Что же касается «умысла юридического лица», то современная судебная практика подходит к нему как к умыслу руководителя, у полно моченного на заключение сделок от имени такого юридического лица.

 При выявлении особенностей признания недействительными хозяйственных договоров следует также учитывать, что в отличие от ГК Украины, который в ст. 228 признает сделку, нарушающую требования публичного порядка, ничтожной (недействительной в силу закона), ХК Украины в ст. 207 признает хозяйственное обязательство, совершенное целью, заведомо противоречащее интересам общества и государства, оспоримым (недействительным в силу решения суда). Кроме того обращает на себя внимание, что ст. 208 ГК Украины огра­ничивает состав общегражданской категории «публичного порядка», и хозяйственно-правовая категория «интересы общества и государства» по ХК Украины не содержит исчерпывающего перечня элементов, а следовательно может толковаться более широко1.

Подводя итог, отметим, что не все вопросы регулирования хозяйственных обязательств и договоров при применении норм гражданского и хозяйственного права на сегодня решены в полном объеме. Связано это, прежде всего, с недостаточной практикой применения и научного переосмысления новелл ГК и ХК Украины. В качестве критериев разграничения гражданских и хозяйственных договоров мм сегодня наиболее признанными являются такие, как особенность субъектного состава, целей и характера договоров. Данная (позиция позволяет наиболее точно применять особенности норм XК  Украины по сравнению с нормами ГК Украины. В то же время следует согласиться с мнением авторов, которые отмечают нело­гичность наличия в ГК Украины норм, регулирующих хозяйствен­ные договоры лизинга, подряда на проектные и изыскательские роботы, технологические работы и ряд других.

Подобные договоры, несомненно, относятся к категории хозяйственных, наравне с такими традиционно хозяйственными как подряд, перевозка, подряд на капитальное строительство, коммерческая концессия. С принятием ХК Украины некоторые изменения были внесены в регулирование и данных видов договоров. Так, условия договоров поставки должны излагаться согласно требованиям «Инкотермс». Общее количество товаров, подлежащих поставке, их характеристики должны определяться спецификациями. Исходя из ст. 267 Кодекса договор поставки может быть заключен на один год, на срок свыше одного года, или на иной срок, установленный сторонами. Если в договоре срок его действия не определен, он считается заключенным на один год.

Признание договора хозяйственным имеет принципиальное зна­ющие не только в связи с особым режимом регулирования, но и в язи с особым порядком рассмотрения споров, возникающих при заключении, исполнении и расторжении договоров.

Споры, связанные с хозяйственными договорами, рассматриваются в хозяйственных судах в соответствии с нормами ХПК Украины, а споры, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин — не являющийся предпринимателем, рассматриваются в общих судах Украины (:т исключением, например, споров о банкротстве).

Кроме того, исполнение общегражданских и хозяйственных до говоров влечет, как правило, различные налоговые последствия. Так, расходы предприятия по исполнению хозяйственной сделки по общему правилу относятся на себестоимость продукции, уменьшая объект налогообложения по налогу на прибыль. Напротив, расходы предприятия по исполнению общегражданской (нехозяйственной) сделки по общему правилу не относятся на себестоимость и не уменьшают объект налогообложения.

В заключение отметим, что гражданское и хозяйственное право, несомненно, имеют ряд смежных институтов. К ним, в частности, можно отнести институты права собственности, договоров, внедоговорных обязательственных отношений. Наличие подобных смежных институтов позволяет при регулировании отдельных хозяйственных отношений ограничиваться закреплением в ХК Украины лишь специальных норм с отсылкой, в случае необходимости, к положениям ГК Украины. Многие нормы ГК Украины являются общими и для гражданских, и для хозяйственных отношений.