Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
Экономическая концентрация охватывает широкий круг отношений: создание, реорганизацию (слияние, присоединение), прямое или опосредованное приобретение активов (целостных имущественных комплексов) или долей (акций, паев) субъектов хозяйствования всех форм собственности и организационно-правовых форм, создание ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, преобразование органов управления в указанные объединения и прочее.
Следствием концентрации может выступить монопольное (доминирующее) положение субъектов хозяйствования на рынке. Поэтому к таким действиям законодательство предъявляет определенные требования и предусматривает в этой сфере меры государственного контроля.
Целью подобного государственного контроля является выявление и предупреждение монополизации рынков, способных разрушить достигнутый уровень конкуренции.
Часть вторая статьи 40 ХК Украины устанавливает, что с целью предупреждения монопольного положения отдельных субъектов хозяйствования на рынке создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования, приобретение их активов, долей (акций, паев) хозяйственных обществ, а также создание объединений предприятий или преобразование органов власти в определенные объединения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется при условии получения согласия на это Антимонопольного комитета Украины. Основания для предоставления согласия на концентрацию субъектов хозяйствования определяются законом.
Антимонопольный контроль за экономической концентрацией подразделяется на предварительный и последующий. То есть контроль за концентрацией предполагается не только на стадии создания и реорганизации субъекта хозяйствования, но и на стадии дальнейшего перераспределения его долей, паев, акций или активов между различными лицами, включая назначения на руководящие должности граждан-совместителей, занимающих руководящие должности в других юридических лицах.
В соответствии со статьей 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» концентрацией считается:
во-первых, слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому;
во-вторых, приобретение непосредственно или через третьих лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности:
а) путем непосредственной или опосредованной покупки, приобретения в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получением в управление, аренду, лизинг, концессию или приобретением иным способом права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в том числе путем приобретения активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется;
б) при помощи назначения или выборов на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, иного надзорного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколько из перечисленных должностей в иных субъектах хозяйствования, или создание ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, прочих надзорных и исполнительных органов двух и более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица;
в) на основе создания субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который в течение длительного времени будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность и при этом указанное создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования;
г) непосредственное или опосредованное приобретение, получение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), что обеспечивает достижение или, превышение 25 или 50 % голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования. Таким образом, понятие концентрации определяется корпоративным и должностным аспектом. Корпоративный аспект охватывает случаи слияния, присоединения, приобретения активов, коллективного учредительства, приобретения долей (паев, акций) субъектов хозяйствования. Должностной аспект предусматривает совместительство руководящих должностей в различных субъектах хозяйствования'.
В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» не считаются концентрацией:
а) создание субъекта хозяйствования, целью или последствием чего осуществляется координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими этот субъект, или между ними и вновь созданным субъектом. Такие действия рассматриваются как согласованные в соответствии со статьей 5 Закона «О защите экономической конкуренции»;
б) приобретение долей (акций, паев) субъектов хозяйствования лицом, одним видом деятельности которого является проведение финансовых операций или операций с ценными бумагами, если это приобретение осуществляется с целью их последующей перепродажи при условии, что обозначенное лицо не принимает участия в голосовании в высшем органе или иных органах управления субъекта хозяйствования. В таком случае последующая перепродажа должна быть осуществлена в течении одного раза со дня приобретения долей (акций, паев). По заявлению указанных лиц с обоснованием невозможности
осуществления последующей перепродажи органы АМКУ могут принять решение о продлении этого срока; в) действия, которые осуществляются между субъектами хозяйствования, связанными отношениями контроля, в случаях, предусмотренных предыдущим пунктом, кроме случаев приобретения такого контроля без получения разрешения АМКУ, если необходимость получения такого разрешения предусмотрена законом;
г) приобретение контроля над субъектом хозяйствования или его частью, в том числе благодаря праву управления или распоряжения его имуществом арбитражным управляющим, должностным или служебным лицом органа государственной власти. Участниками концентрации могут быть:
— субъекты хозяйствования, в отношении которых осуществляется или должно быть осуществлено слияние или присоединение;
— субъекты хозяйствования, которые приобретают или имеют намерение приобрести контроль над субъектом хозяйствования или субъекты хозяйствования, относительно которых приобретается или должен быть приобретен контроль;
— субъекты хозяйствования, активы (имущество), доли (акции, паи) которых приобретаются в собственность, получаются в управление (пользование), аренду, лизинг, концессию или должны быть приобретены, и их покупатели (получатели), приобретатели;
— субъекты хозяйствования, имеющие намерение стать учредителями (участниками) вновь созданного субъекта хозяйствования. В случае, когда одним из учредителей является орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган административно-хозяйственного управления и контроля, участником концентрации считается также субъект хозяйствования имущество (активы), доли (акции, паи) которого вносятся в уставный фонд вновь созданного субъекта хозяйствования;
— физические и юридические лица, связанные с участниками концентрации.
Однако не любая концентрация требует разрешения АМКУ.
В соответствии со ст. 24 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» получение разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования необходимо в тех случаях, когда действия, признаваемые концентрацией, осуществляются такими субъектами хозяйствования, совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров которых с учетом отношений контроля за последний финансовый год (в том числе и за рубежом) превышает сумму, эквивалентную 12 миллионам евро.
При этом следует учитывать, что разрешение нужно лишь в случае, когда совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров, в том числе за рубежом, не менее, чем у двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 миллиону евро, определенную по курсу НБУ, действовавшему в последний день финансового года, и стоимость активов или объем реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 миллиону евро, определенную по курсу НБУ, действовавшему в последний день финансового года.
При расчете объемов реализации товара участниками концентрации используется сумма дохода (выручки) от реализации продукции за вычетом суммы налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, прочих налогов и сборов, базой налогообложения по которым выступает оборот, за последний финансовый год, предшествовавший подаче заявления.
Итак, для осуществления хозяйствующими субъектами действий, которые попадают под признаки концентрации с определенными количественными параметрами, необходимо предварительное разрешение АМКУ на их осуществление. В противном случае, соответствующие действия будут квалифицироваться как правонарушения.
Если концентрация, содержащая предусмотренные законом количественные характеристики, осуществляется на стадии создания или реорганизации, либо сопровождается изменениями в учредительные документы субъекта хозяйствования — юридического лица, разрешение на концентрацию субъекта хозяйствования является обязательным документом для предоставления государственному регистратору в соответствии с Законом « О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
Основным подзаконным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность антимонопольных органов по осуществлению контроля за концентрацией капиталов на товарных рынках, является «Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предварительном получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования (Положение о концентрации)», утвержденное распоряжением АМКУ №33-р от 19.02.2002 г.
Существуют некоторые особенности расчета объема реализации товара, когда участниками концентрации выступают коммерческие банки. В таком случае для расчета объема реализации и стоимости активов используется десятая часть стоимости активов коммерческого банка.
Когда участниками концентрации выступают страховщики, то для расчета стоимости активов страховщика используется сумма так называемых неттоактивов, а для расчета объемов реализации товара — сумма доходов от страховой деятельности.
Порядок расчета предельных показателей для целей установления факта необходимости получения разрешения АМКУ на концентрацию субъектов хозяйствования определяется специальными нормативными актами Антимонопольного комитета Украины.
Таким образом, концентрация, которая в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины (административной коллегии АМКУ или Кабинета Министров Украины), запрещается до получения соответствующего разрешения.
До получения такого разрешения участники концентрации обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности восстановления первоначального положения.
В случае, если в разрешении на концентрацию отказано Антимонопольным комитетом Украины, то такое разрешение может быть предоставлено Кабинетом Министров Украины в порядке, установленном законом.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений субъектов хозяйствования, подаваемых в АМКУ для получения разрешения на концентрацию, регламентируется рядом нормативно-правовых актов различного иерархического уровня. В частности, этим вопросам посвящен раздел VI Закона Украины «О защите экономической конкуренции», указанное выше Положение о концентрации, Порядок предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины 28.02.2002 г. Последний нормативно-правовой акт детально регламентирует порядок предоставления разрешения Кабинетом Министров Украины в случае, если в таком разрешении отказано со стороны АМКУ.
Следует учитывать, что положения указанных нормативно-правовых актов регламентируют не все вопросы получения разрешения антимонопольных органов на экономическую концентрацию. Некоторые действия в этой сфере регулируются прочими нормативно-правовыми актами, в частности:
—Положение о порядке получения согласия Антимонопольного комитета Украины на поглощение субъектов хозяйствования в процессе приватизации, утвержденное Распоряжением АМКУ от 21.06.94 г. № 8-р;
—Положение о порядке получения согласия Антимонопольного комитета Украины на создание холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденное Распоряжением АМКУ от 21.06.94 г. № 6-р;
—Положение о порядке согласования с Антимонопольным комитетом Украины проектов учредительных документов и планов размещения акций холдинговых компаний, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденное Распоряжением АМКУ от 21.06.94 г. № 7-р;
—Положение о порядке подтверждения Антимонопольным комитетом Украины наличия контрольного пакета акций, утвержденное Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 21.06.94 г. № 9-р и пр.
§7
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции