logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования

 

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

В отношении подавляющего большинства товаров, производи­мых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, в ряде случаев уста­навливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Однако государ­ственные органы по общему правилу не устанавливают конкретные цены на изделия, изготовляемые отдельными собственниками.

Государственное регулирование цен осуществляется примени­тельно к продукции предприятий, занимающих монопольное поло­жение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (мно­гоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования дол­жен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государствен­ного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочета­ние позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития.

Одним из основных направлений государственной деятельности в сфере экономики является проведение ценовой политики.

Ценовая политика является составной частью общей экономиче­ской и социальной политики Украины и направлена на обеспечение:

—  регулирования государством отношений обмена между субъ­ектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в про­цессе реализации национального продукта;

—  соблюдения необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности;

—  стабильности оптовых и розничных цен.

Функции по обеспечению ценовой политики в соответствии со ст. 116 Конституции Украины и Закона Украины «О ценах и цено­образовании» возложены на Кабинент Министров Украины. В част­ности, этот орган:

а)  устанавливает порядок ценообразования для казенных пред­приятий;

б)  издает правила по установлению или регулированию цен для сторон публичного обязательства;

в)  утверждает перечень ресурсов, продукции и услуг:

— определяющих существенное воздействие на общий уровень и динамику цен;

— имеющих социальное значение для населения;

— природных монополистов.

г) определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и применения цен (тарифов), а также контро­ля за ценами (тарифами).

Данные полномочия подтверждены Решениями Конституцион­ного Суда Украины от 02.03.99 г. по Делу № 1-18/99 (дело о комму­нальных услугах) и от 10.02.2000 г. по Делу № 1-21/2000 (дело о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и иные услуги).

В своих Решениях Конституционный Суд Украины отметил, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномо­чиям Верховной Рады Украины относится определение основ по­литики ценообразования и выработка на законодательном уровне, принципов установления и применения цен (осуществлено в Законе «О ценах и ценообразовании»). Однако только Кабинет Министров Украины обеспечивает проведение политики ценообразования, осуществляет непосредственное регулирование цен (тарифов), а также контроль за ценами (тарифами).

Органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления устанавливают цены и тарифы на отдельные виды! продукции, товаров и услуг в соответствии с полномочиями, определенными Кабинетом Министров Украины в постановлении № 15481 от 25.12.96 г. «Об установлении полномочий органов исполнитель-1 ной власти и исполнительных органов местных советов относительно регулирования цен (тарифов)». В частности:

1.  Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики формирует сметную нормативную базу и определяет порядок ее применения в строительстве.

2.  Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации наделены правом регулировать залоговые цен на стеклянную тару.

3.  Министерство здравоохранения по согласованию с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции утверждает перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию.

4.  Министерство транспорта:

а)  подает Кабинету Министров Украины предложения относительно установления тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги;

б)  устанавливает по согласованию с Минэкономики:

— тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой внешнеторговых и транзитных грузов в морских и речных портах (на причалах), и услуги, которые предоставляются судам заграничного плавания в морских и реч­ных портах (на причалах) Украины;

—  тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном и внутреннем соединении (кроме пригородных пере­возок);

—  тарифы на перевозку пассажиров и багажа автобусами междугородных межобластных маршрутов;

—  аэронавигационные сборы за аэронавигационное обслу­живание воздушных судов в воздушном пространстве Украины;

—  аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов и пассажиров в аэропортах Украины (посадка-взлет воздушного судна, обслуживания пассажиров в аэро­вокзале, сверхнормативная стоянка воздушного судна, обеспечение авиационной безопасности).

5. Госкомсвязи по согласованию с Минэкономики устанавливает тарифы:

а)  на основные услуги электросвязи, которые предоставля­ются на территории Украины, и услуги международной связи;

б)  на универсальные услуги почтовой связи, которые предо­ставляются на территории Украины, и услуги междуна­родной связи;

в)  на прием и доставку отечественных периодических печат­ных изданий по подписке.

6. Минфин по предоставлению Межведомственной комиссии по

вопросам государственной ценовой политики в горно-метал­лургическом комплексе устанавливает размеры коммерческой (оптово-сбытовой) и других видов надбавок к цене произво­дителей на горнорудную продукцию отечественного произ­водства, реализуемой для последующей продажи на внутрен­нем рынке субъектами хозяйствования независимо от формы собственности.

7. МОН, Держкоминформ, другие центральные органы испол­нительной власти, которые размещают государственный заказ на выпуск печатной продукции, устанавливают норматив рентабельности производства (в случае выпуска печатной продукции за счет бюджетных средств) в размере 5 процентов и на их доставку к потребителям в размере 5 процентов.

8. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики устанавливает тарифы на электроэнергию, отпускаемую на­селению для бытовых потребностей, а также:

— предельный уровень оптовых и розничных цен на природ­ный газ, используемый для потребностей населения и бюджетных организаций;

—  тарифы на транспортировку магистральными трубопрово­дами природного газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака та этиленовых веществ, которые поставляются потребите­лям Украины;

— тарифы на хранение и транспортировку природного газа распределительными сетями и поставку природного газа;

—  по согласованию с Минэкономики предельный уровень оптовой цены на природный газ для предприятий комму­нальной теплоэнергетики, тепловых электростанций, электроцентралей и котельных субъектов хозяйствования (в объемах, которые используются для производства тепло­вой энергии для населения, бюджетных учреждений, при условии ведения этими предприятиями отдельного при­борного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды для указанных потребителей).

9. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные ад­министрации, исполнительные органы Львовского и Криво­рожского городских советов регулируют (устанавливают) тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных би­летов в городском пассажирском транспорте — метрополите­не, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обыч­ном режиме движения).

10. Укрпромжелезтранс устанавливает тарифы на перевозку грузов железнодорожными подъездными путями, погрузо-разгрузочные работы и другие услуги, которые предоставля­ются предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.

11. Госкомзем по согласованию с Минфином и Минэкономики:

—  устанавливает цены (тарифы) на разработку документа­ции по землеустройству и проведению землеоценочных работ;

—  определяет предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной передачи гражданам Украины земельных участков в соответствии с законодательством.

Вышеуказанным постановлением КМУ № 1548 от 25.12.96 г. установлены также другие полномочия органов управления всех уровней в отношении регулирования цен и тарифов в различных сферах.

В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправитель­ственных соглашений

о принципах торгово-экономического сотруд­ничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях про­изводят по договорным ценам, а в других случаях — для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции — применя­ются мировые цены.

В ряде соглашений, заключенных Украиной с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласован­ной политики в области ценообразования. Важно предупредить рост цен за счет необоснованного включения затрат в себестоимость, ис­пользовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому основной целью таких согла­шений становится обмен информацией о применяемых норматив­ных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции.

Кроме того, возникает необходимость в проведении согласован­ной ценовой политики при межгосударственных поставках в увяз­ке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.