logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

9.1. Цена как экономическая категория

 

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элемен­тов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая катего­рия. В ней пересекаются практически все основные проблемы раз­вития экономики и общества в целом. В первую очередь это отно­сится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены.

По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость (стоимостная теория).

Сторонники другой теории считают, что цена товара представля­ет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности (теория полезности). Отсюда цена — де­нежное выражение стоимости товара. Как можно заметить, этой же теории придерживается украинский законодатель. Так в ст. 189 Хозяйственного кодекса Украины определено, что цена — это форма денежного определения стоимости продукции (работ, услуг), реа­лизуемой субъектами хозяйствования.

В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: а) централизованная, которая пред­полагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и б) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется ко­личеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в сле­дующем: товар имеет стоимость и цену. По определению К. Маркса, « цена есть денежное название овеществленного в товаре труда...».

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно по­лезные затраты, труда, но не всякие, а только соответствую­щие средним (для данного периода) условиям, умелости и ин­тенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следова­тельно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однород­ным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров от­ражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Цена товара есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влияни­ем случайных рыночных факторов.

Тем самым теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных за­трат в наилучшем варианте использования производственных ре­сурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (сто­имость) и субъективность (полезность) товара.

«Наибольшее влияние на современные теории стоимости и цен оказала неоклассическая теория английского экономиста конца XIX — начала XX в. А. Маршалла, которая объединила теорию об определяющей роли затрат производства и теории предельной полез­ности, спроса и предложения в формировании и движении цен.

В современных теориях ценообразования господствующее поло­жение принадлежит изложенному А. Маршаллом подходу, согласно которому теория стоимости уже не занимает центральное место, как это было до XIX в. На передний план выдвинулась теория цены, ко­торая комплексно учитывает влияние различных ценообразующих факторов».

Однако бесспорным является положение о том, что количествен­ное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации.

 Ведь очевидно, что объек­тивный процесс формирования затрат в условиях рыночных отноше­ний происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Субъекты хозяйствования, не обеспечивающие такие условия, разоряются, а их место занимают другие, которые имеют более низкие затраты на производство и реализацию товаров. Они полу­чают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осу­ществления нормального процесса воспроизводства.

Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомен­дует использовать следующее определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и общие расходы».

В прошлом, при единой государственной собственности регули­рование экономики осуществлялось через закон планомерного раз­вития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязывались к плану, подчинялись его выполнению.

По мере становления в Украине рыночной экономики центральной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, которое самостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-экономические и другие ре­шения. Только предприятие решает, что, сколько, когда, где и како­го качества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т. д. Это значит, что в условиях рыноч­ных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, вклю­чаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых предприятием, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности.