logo search
Экономикс Том 1

Последний штрих Спекуляция билетами: грех и мораль

 

Мелкая спекуляция билетами, хотя обычно ее осуждают, представляет собой добровольную рыночную сделку, выгодную и покупателю, и продавцу.

В рыночном царстве иногда трудно провести резкое различие между грехом и святостью.

"Скальпирование" обычно определяется как продажа товара — чаще всего билетов на спортивные состязания — по любой цене выше номинальной. Отношение к нему разное. Например, в Нью-Йорке запрещается перепродажа билетов по цене, превышающей номинальную на 25%. Следовательно, прегрешение на 25% — это прилично, а на 26% — осуждается. О, какая тонкая материя нравственность!

Однако если мелкая спекуляция билетами — это грех, то в чем его сущность? Кранный термин "скальпирование" предполагает вымогательство, грабеж среди бела дня, выгоду для грабителя и потерю для его жертвы. В действительности нет никакого насильственного перераспределения, нет —какого принудительного перемещения богатства, когда покупаются билеты, хотя бы и по цене выше номинальной.

Спекуляция билетами представляет собой добровольный обмен, в котором оба его участника выигрывают. Покупатель приобретает билет, который для него дороже заплаченных денег; продавец получает деньге, которые для нeгo значат больше, чем проданный билет. В самом деле, если бы оба не выигрывали от этой сделки, она бы не состоялась. Причина осуществления добровольного обмена заключается здесь в том, что товары первоначально не принадлежали тем, кто их больше ценит. Спекуляция билетами, подобно всякой непринудительной торговле, — это способ перемещения активов к тем, кто ценит их больше всего.

Спекулянты билетами — это посредники, скупающие билеты у тех, кто ценят их меньше, с целью продавать их тем, кто ценит их больше. Посредник выполняет производительную функцию, он создает богатство, облегчая желаемое перераспределение билетов. Мало мелкого спекулянта — личная выгода, но получить ее он может лишь в дележе взаимных выгод от обмена, которые возникают в ходе перемещения билетов туда, где их использование больше ценится. Спекуляция билетами позволяет удовлетворять предпочтения общества более эффективно.

Говорят, что спекуляция билетами "вредна не только сама по себе, не только ее инициатору, но и вовлеченным в нее людям". Это очаровательная доктрина. Если инициатор понес ущерб, то это потому, что он с самого начала недооценил стоимость своих билетов, а не потому, что билеты были впоследствии проданы. Если вред приченен участникам спекулятивной сделки, то это потому, что им каким-то таинственным образом стало хуже от того, что им стало лучше. А если сама сделка вредна, то это потому, что плохо собирать людей туда, куда они больше всего хотят попасть. ( William R. Allen. Midnight Economist: Broadcast Essays IV. Los Angeles: International Institute for Economic Research, 1982. P. 36—37.)