logo
Экономикс Том 1

Позитивная роль долга

Завершая этот обзор вымышленных и реальных проблем, связанных с дефицитами и государственным долгом, давайте закончим наш разговор на более оптимистичной ноте. Мы не должны забывать, что долг — государственный и частный — играет положительную роль в преуспевающей и растущей экономике. Мы знаем также, что по мере роста доходов растут и сбережения. Кейнсианская теория занятости и фискальной политики утверждает, что при сохранении совокупных расходов на уровне полной занятости возросший объем сбережений или его эквивалент должен поступить в распоряжение и быть израсходован потребителями, бизнесом и правительством. Создание долга — это процесс, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Теперь рассмотрим этот процесс в действительности. Потребители и бизнес осуществляют в больших масштабах заимствование сбережений и их расходование. Но если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта миссия ложится на прирост государственного долга, иначе экономика отойдет от состояния полной занятости и не сможет реализовать свой потенциал роста.

РЕЗЮМЕ

1. Бюджетный дефицит представляет собой превышение расходов правительства над его доходами; государственный долг представляет собой накопленную сумму дефицитов и бюджетных излишков.

2. Концепции регулирования бюджета: 1) бюджет, балансируемый на ежегодной основе; 2) циклически балансируемый бюджет; 3) фундаментальное финансирование. Основная проблема бюджета, балансируемого на ежегодной основе, состоит в том, что он имеет скорее проциклический, чем антициклический характер. Аналогично, может быть, весьма сложно сбалансировать бюджет по итогам цикла, если подъемы и спады не имеют приблизительно одинакового размаха. Функциональное финансирование — это концепция, в соответствии с которой основной целью федеральных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порожденные последовательными дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение.

3. В прошлом рост государственного долга был связан обычно с дефицитным финансированием войн и экономическими сладами. Большие дефициты 80-х годов являются главным образом результатом сокращения налогов.

4. В 1988 г. объем государственного долга составил 2,6 трлн дол. Начиная с 70-х годов долг и вызванные им выплаты процентов неуклонно увеличивались относительно ВНП. Росла также величина государственного долга на душу населения.

5. Утверждения о том, что большой государственный долг может вызвать банкротство правительства, являются фальшивыми, потому что а) долг нужно лишь рефинансировать, а не погашать; б) федеральное правительство имеет право устанавливать налоги и создавать деньги.

6. Если не рассматривать эффект вытеснения, государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на будущее поколение.

7. Более серьезные проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реальною продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

8. Дефициты федерального бюджета в 80-х годах были намного большими, чем в предшествующие годы. Многие экономисты полагаю”, что эти крупные дефициты подтолкнули вверх ставки процента в Соединенных Штатах, что, в свою очередь, а) вызвало вытеснение частного инвестирования; б) увеличило спрос на американские ценные бумаги со стороны иностранцев. Возросший спрос на американские ценные бумаги вызвал рост международной стоимости доллара, что обусловило сокращение американского экспорта и рост импорта США. Снижение чистого экспорта сдерживало развитие нашей внутренней экономики.

9. Методы борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга в 80-х годах включают: а) предлагаемые конституционные поправки, законодательно устанавливающие ежегодно сбалансированный бюджет; б) уточненный Закон Грэмма—Радмана—Холдингса, который требует ежегодного сокращения дефицитов до момента достижения сбалансированного бюджета в 1993 г.; в) предложения об установлении новых федеральных налогов или введении более высоких ставок действующих налогов; г) усиление приватизации экономики посредством продажи государственных активов и программ в частный сектор и д) предоставление президенту права вето по строкам и статьям бюджетных расходов.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Бюджетный дефицит

Государственный долг

Ежегодно балансируемый бюджет

Циклически сбалансированный бюджет

Функциональное финансирование

Внешний долг

Эффект вытеснения

Государственные инвестиции

Поправка о сбалансированном бюджете

Закон Грэмма — Радмана — Холлингса

Приватизация

Вето на строки и статьи расходов

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Оцените возможности использования фискальной политики в качестве инструмента стабилизации при а) балансировании бюджета на ежегодной основе; б) балансировании бюджета на циклической основе: в) при осуществлении функционального финансирования.

2. Каковы были основные причины появления государственного долга? Почему в 80-х годах дефициты стали столь крупными?

3. Рассмотрите различные способы измерения величины государственного долга. В чем отличия государственного долга, держателями которого являются резиденты страны, от внешнего государственного долга? Каковы будут последствия погашения внутреннего государственного долга; внешнего государственного долга? Объясните различия между рефинансированием и погашением долга.

4. Объясните или оцените каждое из следующих утверждений:

а "Национальный долг представляет собой как бы долг левой руки правой руке".

б "Наименее вероятным следствием большого государственного долга может быть банкротство правительства".

в "Основная причина нашего растущего государственного долга состоит в отсутствии политической смелости".

5. Будет ли эффект вытеснения более значительным в период спада или в то время, когда экономика ближе к состоянию полной занятости? Можете ли вы использовать модель "совокупного спроса — совокупного предложения" для подкрепления вашего ответа?

6. Некоторые экономисты доказывают, что количественная значимость государственного долга может быть лучше всего измерена соотнесением размеров процентных платежей по долгу с величиной ВНП. Можете ли вы объяснить — почему?

7. Объясните содержание уточненного Закона Грэмма — Радмана — Холлингса. Будете ли вы поддерживать конституционную поправку, требующую, чтобы федеральный бюджет балансировался на ежегодной основе? Поддерживаете ли вы "приватизацию" — либо как средство сокращения бюджетных дефицитов, либо как средство сокращения размеров государственного сектора? Поддерживаете ли вы идею предоставления президенту права вето по строкам и статьям законопроектов об ассигнованиях?

8. Является ли наш долг в 2,6 трлн дол. бременем для будущих поколений? Если да, то в каком смысле? Почему может получиться ' так, что дефицитное финансирование имеет больше шансов сократить будущие размеры нашей "национальной фабрики" по сравнению с финансированием правительственных расходов через рост налогов?

9. Проследите цепь причинно-следственных зависимостей, посредством которых крупные дефициты могут повлиять на величину внутренних ставок процента, внутренние инвестиции, международную стоимость доллара и нашу внешнюю торговлю. Прокомментируйте следующее высказывание: "Слишком немногие признают, что ухудшение международных позиций США произошло вовсе не из-за ущерба, нанесенного иностранцами, а явилось результатом в первую очередь нашей собственной политики".

10. Объясните, как существенное сокращение нашего национального бюджетного дефицита сможет сократить а) размер нашего торгового дефицита; б) общую величину долга США иностранцам и в) покупки иностранцами американских активов, в частности предприятий и ферм.