logo
Экономикс Том 1

Проблемы времени

Осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени.

1. Временной лаг распознавания. Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов (см. "Последний штрих" к этой главе), дают представление о направлении развития экономики, экономика может уже иметь четырех- или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.

2. Административная задержка. Колеса демократического правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. Сокращение налогов на 11 млрд дол., ставшее законом в феврале 1964 г., впервые предлагалось президенту Кеннеди Советом экономических консультантов в 1961 г., а, в свою очередь, было внесено в конгресс президентом в конце 1962 г.! Дополнительный налог на личные и корпоративные доходы 1968 г. был принят практически через год после того, как он был вынесен президентом Джонсоном. В действительности конгресс иногда требует так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяется и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.

3. Функциональное запаздывание. Кроме того, имеет место также временной лаг между тем моментом, когда конгресс принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Хотя можно довольно быстро ввести изменения в ставки налогов, правительственные расходы на общественные работы — такие, как строительство плотин, сооружение дорог и т. д., - включают длительные плановые периоды и еще более долгие сроки строительства. Поэтому такие расходы имеют весьма сомнительную пользу в противодействии коротким — скажем от 6 до 18 месяцев — снадам. Из-за возникновения проблем подобного рода дискреционная фискальная политика ориентируется в основном на изменения налогов.