logo
Экономикс Том 1

Налогообложение и равновесный чнп

Но правительство также собирает налоги. Каким образом взимание налогов влияет на величину равновесного ЧНП? Для того чтобы дать простейший ответ на этот вопрос, мы предположим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный (паушальный) налог, который, по определению, представляет собой налог постоянной величины, или, более точно, налог, который даст одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине ЧНП. В нашем случае давайте предположим, что величина этого налога составляет 20 млрд дол.. Так что правительство получает 20 млрд дол. налоговых поступлений при каждой и любой величине ЧНП. ( Это явно регрессивная налоговая система, потому что средняя ставка налога. T/ЧНП, падает по мере роста ЧНП. Большинство промышленно развитых стран имеют прогрессивные или пропорциональные налоговые системы. Важные отличия, которые эти последние две системы вносят в нашу схему, мы вскоре отметим.) Каково воздействие роста государственных налоговых сборов с нуля до 20 млрд дол. при каждой величине ЧНП?

 

Таблица 14-2. Определение равновесного уровня занятости, выпуска и дохода: частный и государственный сектор (условные данные)

(1) Реальный национальный продукт и доход, ЧНП=NI=РI (млрд дол.)

(2) Налоги,

T, (млрд дол.)

(3) Доход после уплаты налогов, DI (млрд дол.) (1) - (2)

(4) Потребление,

Ca (млрд дол.)

(5) Сбережение, sa (млрд дол.) (3) — (4)

(6) Инвестиции, In (млрд дол.)

(7) Чистый экспорт.

Хn

(млрд дол.)

(8) Государственные закупки, G (млрд дол.)

(9) Совокупные расходы,

С a + In + Xn +G (млрд дол.), или

(4) + (6) + (7) + (8)

экспорт, Х

импорт, M

(1)

370

20

350

360

—10

20

10

10

20

400

(2)

390

20

370

375

—5

20

10

10

20

415

(3)

410

20

390

390

0

20

10

10

20

430

(4)

430

20

410

405

5

20

10

10

20

445

(5)

450

20

430

420

10

20

10

10

20

460

(6)

470

20

450

435

15

20

10

10

20

475

(7)

490

20

470

450

20

20

10

10

20

490

(8)

510

20

490

465

25

20

10

10

20

505

(9)

530

20

510

480

30

20

10

10

20

520

(10)

550

20

530

495

35

20

10

10

20

535

 

Здесь уместно рассмотреть таблицу 14-2. Вводятся налоги (колонка 2), и по данным колонки 3 видно, что величина располагаемого (после уплаты налогов) дохода отличается от ЧНП на величину налогов. Доход после уплаты налогов (Dl) сократился на 20 млрд дол. — на величину налогов — для каждого уровня ЧНП. И поскольку Dl состоит из потребительских расходов и сбережений, мы можем ожидать, что снижение располагаемого дохода вызовет снижение потребления и сбережения. Но каким будет это снижение? Мультипликаторы личного потребления и личного сбережения (МРС и MPS) помогут ответить на этот вопрос: МРС показывает, какая часть падения дохода после уплаты налогов (DI) произойдет за счет потребления, а MPS показывает, какая часть падения DI будет приходиться на падение сбережений. Считая, что МРС равен 3/4 (15/20) и MPS —1/4 (5/20), можно сделать вывод: если правительство собирает 20 млрд дол. налогов при любом размере ЧНП, то размер ожидаемого потребления будет при каждом значении ЧНП сокращаться на 15 млрд дол. (3/4 от 20 млрд дол.), а размер сбережений при каждом ЧНП будет сокращаться на 5 млрд дол. Отметьте, что в колонках 4 и 5 таблицы 14-2 размеры потребления и сбережений при любом размере ЧНП были соответственно на 15и 5 млрд дол. меньше, чем в таблице 14-1. Таким образом, например, перед введением налогообложения, то есть в случаях равенства ЧНП и DI, потребление составляло 420 млрд дол. и сбережения — 10 млрд дол. при величине ЧНП в 430 млрд дол. (строка 4 табл. 14-1). После введения налогообложения располагаемый доход составляет 410 млрд дол., что на 20 млрд меньше, чем 430 млрд дол. ЧНП. И потребление в результате составило 405 млрд дол., а сбережения — 5 млрд (строка 4 табл. 14-2).

Подведем итог; налогообложение вызывает сокращение дохода после уплаты налогов относительно ЧНП на величину налогов. Это сокращение DI, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧНП. Размер сокращения С и S определяется величиной МРС и MPS. В частности, для определения величины сокращения потребления нужно умножить сумму увеличения налогов (20 млрд дол.) на МРС (3/4). Аналогично: умножение суммы роста налогов (20 млрд дол.) на MPS (1/4) даст величину снижения сбережений (5 млрд дол.).

Как в этих случаях изменяется величина равновесного ЧНП? Рассчитаем совокупные расходы, как показано в колонке 9 таблицы 14-2. Отметьте, что совокупные расходы на 15 млрд дол. меньше при каждой величине ЧНП, чем это было в таблице 14-1. Причина, конечно, состоит в том, что потребление после уплаты налогов, обозначенное как Сa, уменьшается на 15 млрд дол. при каждом значении ЧНП. Сравнивая национальный продукт и совокупные расходы в колонках 1 и 9, ясно видно, что совокупные величины производства и потребления уравниваются только при величине ЧНП, составляющей 490 млрд дол. (строка 7). Отметьте, что введение аккордного налога вызвало сокращение равновесного ЧНП на 60 млрд дол., с 550 (строка 10 табл. 14-1) до 490 млрд дол. (строка 7 табл. 14-2).

Наш альтернативный подход, базирующийся на принципе анализа потоков утечек — инъекций, подтверждает эти выводы. Налоги, как сбережения и импорт, представляют утечку из потока внутренних доходов — расходов. Сбережения, импорт и выплата налогов представляют собой такое использование дохода, которое не затрагивает внутреннего потребления. Потребление теперь будет меньше национального производства, таким образом создавая потенциальный отрыв в расходах, на величину сбережений после уплаты налогов, импорта плюс налоги. Этот отрыв может быть заполнен запланированными инвестициями, экспортом и государственными закупками. Следовательно, наши новые условия равновесия в соответствии с анализом потоков утечки — инъекции выглядят следующим образом. Сбережения после уплаты налогов плюс импорт плюс налоги равны планируемым инвестициям плюс го сударственные закупки. В символах: Sa + М + Т = In + Х + G. Вы могли бы проверить по таблице 14-2, что это равенство утечек и инъекций выполняется только при ЧНП, равном 490 млрд дол. (строка 7).

 

Рисунок 14-2 Налоги и равновесный ЧНП

а) Подход с позиций анализа потоков совокупных расходов национального выпуска. Если предельная склонность к потреблению (МРС) равна 3/4, то введение налога в 20 млрд дол вызовет снижение графика потребления на 15 млрд дол и, следовательно, сокращение объема равновесного ЧНП.

б) Подход на основе анализы потоков утечек — инъекций Здесь налоги имеют двойственный эффект. Во-первых, если предельная склонность к сбережению равна 1/4, введение налогов на сумму 20 млрд дол вызовет сокращение дохода после уплаты налогов на 20 млрд дол и сокращение сбережений на 5 млрд дол. при любом уровне ЧНП Это показано сдвигом от S (сбережения до уплаты налогов) + М к Sa (сбережения после уплаты налогов) + М. Во-вторых, 20 млрд дол. налогов представляют собой дополнительные 20 млрд дол. утечки при каждом уровне ЧНП, что дает нам Sa + М +T. С добавлением государственных расходов условия равновесия изменяются и выглядят теперь не S + М =In + X, a Sa +М+Т = In +X+G

Воздействие увеличения налогов на 20 млрд дол. показано графически на рисунке 14-2а и 14-26. На рисунке 14-2а увеличение налогов на 20 млрд дол. выглядит как смещение графика совокупных расходов (С а + In + Хn + G) вниз на 15 млрд дол. (а не на 20 млрд). При нашем упрощающем предположении, что все налоги — это налоги на личные доходы, такое смещение совокупных расходов является результатом только снижения, потребительского компонента графика совокупных расходов. Равновесный ЧНП перемещается с точки 550 млрд дол. к уровню 490 млрд дол. в результате этого вызванного налогами падения потребления.

Подведем итог: рост налогов вызовет смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и сокращение величины равновесном ЧНП.

Рассмотрим теперь результаты анализа потоков утечки — инъекции. Анализ здесь немногим более сложен, поскольку введение налога в 20 млрд дол. имеет двусторонний эффект на рисунке 14-2б. Во-первых, налоги ведут к сокращению дохода после уплаты налогов на 20 млрд дол и при MPS, равном 1/4, вызывают снижение сбережений на 5 млрд дол. при любом уровне ЧНП На рисунке 14-26 это показано смещением от S + М (сбережения до введения налогов плюс импорт) к Sa + М (сбережения после введения налогов плюс импорт). Во-вторых, 20 млрд дол. налогов, как таковые, появляются как 20 млрд дол. дополнительной утечки из системы при каждом уровне ЧНП, которые должны быть добавлены к Sa + М (а не S + М), давая нам sa + М + Т. Равновесие достигается теперь при величине ЧНП в 490 млрд дол., когда общая сумма, которую сберегают потребители, плюс импорт плюс сумма, которую правительство намеревается собрать в виде налогов, равны общей сумме, которую предприниматели планируют инвестировать, плюс экспорт плюс величина государственных закупок. Условия равновесия для подхода утечки — инъекции теперь выглядят следующим образом: sa + М + Т = In + Х + G. Графически точка равновесия ЧНП представляет собой точку взаимопересечения графиков Sa + М + Т и In + Х + G.

Снижение существующих налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных расходов в результате сдвига графика потребления на рисунке 14-2а. В терминах рисунка 14-26 сокращение налогов вызывает снижение уровня графика Sa + М + Т. Результатом в любом случае будет кратный рост величины равновесного ЧНП. Вам следует использовать оба подхода (расходы — выпуск и утечки — инъекции), для того чтобы подтвердить, что сокращение налогов на 10 млрд дол. (с имеющихся 20 млрд до 10 млрд дол.) приведет к росту равновесного ЧНП с 490 до 520 млрд дол.