logo
Экономикс Том 1

Снова о допущении "при прочих равных условиях"

 

В главе 1 уже отмечалось, что свою неспособность проводить контрольные эксперименты экономисты возмещают использованием в своих исследованиях допущения "при прочих равных условиях". В настоящей главе мы увидели, что на предложение и спрос оказывает влияние ряд факторов. Поэтому при построении специфических кривых предложения и спроса, таких, как D1 и S на рисунке 4-6а, экономисты вычленяют влияние того фактора, который они считают самой важной детерминантой величин предложения и спроса, а именно цену рассматриваемого конкретного продукта. Представляя, таким образом, законы спроса и предложения в форме соответственно нисходящих и восходящих кривых, экономист принимает допущение, что все неценовые детерминанты спроса (доходы, вкусы потребителей и т.д.) и предложения (цены на ресурсы, технология и другие факторы) остаются постоянными, или неизменными. Иными словами, цена и величина спроса, при прочих равных условиях, находятся в обратном соотношении. В свою очередь, цена и величина предложения находятся, при прочих равных условиях, в прямой зависимости.

Игнорируя допущение "при прочих равных условиях" в качестве обязательной предпосылки законов спроса и предложения, можно столкнуться с запутанными ситуациями, которые, казалось бы, вступают в противоречие с этими законами. Допустим, например, что "Форд моторз" продаст в 1989 г. 200 тыс. машин "эскорт" по средней цене 8 тыс. дол., в 1990 г. —300 тыс. по средней цене 8500 дол., а в 1991 г. — 400 тыс. по средней цене 9 тыс. дол. Цена и количество проданных машин изменяются в прямом соотношении, то есть в одном и том же направлений, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат закону спроса. Но существует ли здесь действительное противоречие с законом? Ответ, конечно, отрицательный. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь в том, что на этом отрезке времени игнорировалось допущение "при прочих равных условиях" в качестве предпосылки закона спроса, конкретно: уже потому, что, например, увеличение доходов, рост населения и относительно высокие цены на горючее усилили привлекательность для потребителей компактных моделей, кривая спроса на "эскорты" из года в год ползла вверх и сдвигалась вправо, как на рисунке 4-6а от D1 к D2, что и вызвало повышение цены и одновременно увеличение объема продаж.

Противоположную тенденцию нам показывает рисунок 4-6г. Сравнивая первоначальное равновесное состояние S1D с новой S2D, мы отмечаем, что по более высокой цене продается или предлагается меньшее количество продукта, то есть цена и величина предложения характеризуются обратной, а не прямой связью, как это диктуется законом предложения. И в данном случае подвох заключается в том. что допущение "при прочих равных условиях". лежащее в основе построения восходящей кривой. игнорируется. Быть может, возросли издержки производства или данный продукт был обложен специфическим налогом, что сдвинуло кривую предложения от S1 к S2. Эти примеры также подчеркивают значение отмечавшегося выше различия между изменением величины спроса (или предложения) и изменением в спросе (предложении).