Возможные политические меры
Дефициты федерального бюджета были очень устойчивы; только один раз (в 1969 г.) за последние 25 лет федеральный бюджет был сведен с превышением доходов над расходами. Особенно сильно, как уже говорилось, дефициты возросли в 80-х годах. Многие экономисты кейнсианского направления считают, что наши дефициты последних лет оказывают стимулирующее влияние на экономику. Но кейнсианцы все в большей степени обеспокоены тем, что эти дефициты в конечном счете вызовут инфляцию избыточного спроса.
Напротив, экономисты неоклассического направления, возглавляемые Робертом Барро из Гарварда, доказывают, что дефициты оказывают незначительное воздействие на экономику. Они считают, что люди обычно осознают, что сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, для того чтобы покрыть дополнительные выплаты процентов, вызванные дефицитами. Следовательно, предполагается, что расходы в домашних хозяйствах сокращаются в ответ на рост дефицитов, то есть увеличиваются сбережения в ожидании сокращения в будущем объема дохода после уплаты налогов, который можно было бы использовать на потребление. Поскольку увеличение частных сбережений полностью уравновешивает увеличение государственных заимствований, величина ставки процента не изменяется. Таким образом, удастся избежать и эффекта вытеснения, и появления торгового дефицита.
Но абсолютное большинство экономистов отрицают такой взгляд, заявляя вместо этого, что в 80-х годах наблюдались многочисленные и разнообразные отрицательные последствия крупных дефицитов. Так, некоторые экономисты объясняют биржевую панику октября 1987 г. (см. Последний штрих гл. 10) в значительной степени неспособностью государства приблизиться к решению проблемы крупного дефицита федерального бюджета.
В любом случае обеспокоенность размерами дефицитов и нарастающий государственный долг породили многообразие предполагаемых ответных мер, к рассмотрению которых мы теперь и переходим.
Конституционная поправка. Возможно, самым радикальным предложением является постановка вопроса о принятии конституционной поправки, которая обязывала бы конгресс ежегодно балансировать бюджет. Необходимость поправки о сбалансированном бюджете объясняется тем, что конгресс якобы ведет себя "безответственно", поскольку рост правительственных расходов укрепляет, а рост налогов подрывает общественную поддержку государственным деятелям. Но вопреки политической риторике, федеральные дефициты, судя по всему, будут сохраняться, если только конституционная поправка не вынудит сводить бюджет с ежегодным балансом. Но критики этого предложения напоминают нам, что бюджет, балансируемый на ежегодной основе, оказывает проциклическое, или дестабилизирующее, воздействие на экономику.
Закон Грэмма—Радмана—Холлингса. В декабре 1985 г. конгресс принял Закон Грэмма— -Радмана—Холлингса, который сделал обязательными ежегодные сокращения дефицитов федерального бюджета, для того чтобы в 1991 г. он был сбалансирован. Закон пересматривался в 1987 г., в него были внесены изменения, устанавливавшие более постепенное сокращение бюджетных дефицитов и выход на сбалансированный бюджет к 1993 г.
Бюджетный дефицит в 1989 г. предполагалось сократить со 146 млрд дол. до 1 10 млрд дол. в 1990 г., а затем ежегодно урезать на 35 млрд дол. до тех пор, пока в 1993 г. он не будет сбалансирован. Нужно отметить, что эти меры по сокращению дефицитов значительно мягче, чем те, которые предлагались Бюджетным управлением при конгрессе до принятия закона Грэмма—Радмана—Хол лингса.
Если президент и конгресс не могут прийти к соглашению относительно размеров необходимых сокращений расходов или увеличения налогов для достижения поставленных целей снижения дефицитов, администрация будет вынуждена осуществить серию автоматически вводимых сокращений. Из числа сокращаемых исключаются лишь несколько программ — такие, как социальное страхование и некоторые основные программы поддерживания уровня жизни. Половина требуемых сокращений должна быть произведена за счет национальной обороны, а другая половина - за счет таких внутренних программ, как образование, субсидии сельскому хозяйству, пособия по безработице, транспорт, наука и освоение космоса и т. д.
Увеличение налогов. Закон Грэмма—Радмана— Холлингса узаконил сокращение расходов, если иными способами достигнуть сокращения дефицита невозможно. Закон не предусматривает никаких повышений налогов. Но многие исследователи считают, что бюджет не может быть сбалансирован к 1993 г. на основе только сокращения расходов. Появились многочисленные предложения о введении новых налогов. Среди них — предложение о введении налога на добавленную стоимость, который по своей природе, как вы можете вспомнить из главы 8, сродни общенациональному налогу с продаж. Другие предлагают ввести специальный налог на импортируемую нефть, чтобы сделать Казначейство, а не потребителей получателем выгод от снижения цен на нефть. Кроме того, кое-кто поговаривает и о том, чтобы частично или даже полностью отменить предпринятые в 1981 г. сокращения подоходных налогов, которые способствовали сегодняшнему росту дефицитов. В этих вопросах сталкиваются самые различные соображения. Так, в Последнем штрихе этой главы представлено весьма противоречивое мнение о том, что увеличение налогов просто вызывает дополнительные правительственные расходы и, следовательно, вряд ли может помочь в сокращении дефицитов.
Другие предложения. Общая обеспокоенность проблемой бюджетных дефицитов вызвала множество других рекомендаций по их сокращению. К числу наиболее интересных предложений относится призыв к большей "приватизации" экономики и к реформе, которая позволила бы президенту накладывать вето на расходы по отдельным строкам и статьям бюджета.
1. ПРИВАТИЗАЦИЯ. Приватизация — это весьма неудачный термин, который относится к процессу выхода правительства из некоторых программ, отказа от ряда активов посредством их продажи частным .фирмам. Данное определение полностью соответствует консервативным представлениям о том, что большая часть крупных экономических мероприятий может наиболее эффективно осуществляться не в рамках государственного, а в рамках частного сектора. Для решения текущих задач является более важным то, что передача государственных программ и активов в частные руки сможет обеспечить поступления, необходимые для достижения целей закона Грэмма—Радмана—Холлингса. В последние годы возникли предложения о продаже в частные руки нефтяных запасов ВМФ США в Калифорнии и Вайоминге, компании "Амтрак", вашингтонских международного аэропорта и аэропорта Даллеса, Федеральной жилищной администрации, Энергетического управления Бонневилля и ряда других объектов. Хотя приватизация представляет собой очень противоречивый процесс, у нее есть прецеденты. Консервативное правительство Маргарет Тэтчер в Великобритании распродало за прошедшее десятилетие государственных предприятий на сумму более 25 млрд дол.
2. ВЕТО ПО СТРОКАМ И СТАТЬЯМ РАСХОДОВ. Вето по строкам и статьям расходов позволит президенту накладывать запрет на осуществление расходов по отдельным статьям законопроектов об ассигнованиях. Обычно один такой законопроект объединяет сотни программ и проектов в единый законодательный акт. Сегодня в 43 штатах губернаторы имеют право вето по строкам и статьям расходов в бюджетах штатов, но в отношении федерального бюджета президент не обладает подобным правом. Сторонники введения такой реформы считают, что она позволит президенту изымать из законопроектов об ассигнованиях проекты, по которым выигрыш на местном или региональном уровне меньше, чем затраты для налогоплательщиков страны. Следовательно, вето по строкам и статьям будет способствовать сокращению правительственных расходов и помогать федеральному правительству балансировать свой бюджет. Противники этой меры доказывают, что право вето по статьям и строкам дает слишком много власти президенту — власти, которой, по их словам, можно легко злоупотребить ради достижения политических целей.
- Предисловие
- Предисловие к русскому изданию
- Часть 1. Введение в Экономикс и экономику.
- Глава 1. Предмет и метод экономике
- Эра экономиста
- Экономикс на службе гражданского общества
- Индивидуальное использование принципов экономической науки
- Методология
- Описательная экономическая наука
- Экономическая теория
- Обоснование экономической политики: позитивная и нормативная экономикс
- Ловушки для обыденного сознания
- Ошибочные представления
- Нечеткая терминология
- Дефиниции
- Логически ошибочное построение
- Причина и следствие: логическая ошибка post hoc
- Взгляд экономиста
- Термины и понятия
- Вопросы и учебные задания
- Построение графика
- Прямые и обратные зависимости
- Зависимые и независимые переменные
- При прочих равных условиях
- Наклон линии
- Наклон нелинейной кривой
- Резюме приложения
- Термины и понятия, употребленные в приложении
- Вопросы к приложению и учебные задания
- Глава 2. Введение в проблему экономии
- Основа экономикс
- Безграничные потребности
- Редкость ресурсов
- Экономикс и эффективность
- Полная занятость и полный объем производства
- Кривая производственных возможностей
- Оптимальная структура продукции
- Закон возрастающих вмененных издержек
- Незанятость ресурсов, экономический рост и будущее
- Незанятость и неполное использование ресурсов
- Рост экономики
- Нынешние альтернативы и будущие возможности
- Практическое применение кривой
- ''Измы"
- Чистый капитализм
- Командная экономика
- Смешанные системы
- Традиционная экономика
- Последний штрих Проблемы Горбачева
- Глава 3. Чистый капитализм и кругооборот дохода
- Капиталистическая идеология
- Частная собственность
- Свобода предпринимательства и выбора
- Роль личного интереса
- Конкуренция
- Рынки и цены
- Ограниченная роль правительства
- Другие свойства чистого капитализма
- Широкое использование средств производства
- Специализация
- Применение денег
- Модель кругооборота (продукта и дохода)
- Рынки ресурсов и продуктов
- Ограничения
- Последний штрих Бухгалтерское дело или малярное?
- Глава 4. Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение
- Определение рынков
- Закон спроса
- Кривая спроса
- Индивидуальный и рыночный спрос
- Детерминанты спроса
- Изменения в спросе
- Изменения величины спроса
- Предложение
- Закон предложения
- Кривая предложения
- Детерминанты предложения
- Изменения в предложении
- Изменения величины предложения
- Предложение и спрос: рыночное равновесие
- Уравновешивающая функция цен
- Изменения предложения и спроса
- Рынок ресурсов
- Снова о допущении "при прочих равных условиях"
- Практическое применение: рынок иностранных валют
- Рынок "доллар — иена"
- Обменные курсы: понижение и повышение
- Экономические последствия
- Последний штрих Предложение и спрос на услуги врача.
- Глава 5. Рыночная система и пять фундаментальных вопросов
- Пять фундаментальных вопросов
- Функционирование рыночной системы
- Определение того, что следует производить
- Организация производства
- Распределение общего объема продукции
- Адаптация к изменениям
- Конкуренция и контроль: "невидимая рука"
- Оценка роли рыночной системы
- Аргументы в пользу рыночной системы
- Аргументы против рыночной системы
- Актуальность, реализм и рыночная система
- Последний штрих Спекуляция билетами: грех и мораль
- Глава 6. Экономические функции правительства
- Экономические функции правительства
- Правовая база и общественная атмосфера
- Защита конкуренции
- Перераспределение дохода
- Перераспределение ресурсов
- Переливы ресурсов, или побочные эффекты
- Общественные блага и услуги
- Распределение ресурсов на общественные блага
- Стабилизация
- И снова о кругообороте
- Последний штрих Правительство и экономика: две позиции
- Глава 7. Реальности американского капитализма: частный сектор
- Домохозяйства как получатели дохода
- Функциональное распределение доходов
- Личное распределение дохода
- Домохозяйства как расходующая группа
- Налоги с граждан
- Личные сбережения
- Расходы на личное потребление
- Деловые предприятия
- Правовые формы деловых предприятий
- Единоличное владение
- Партнерство
- Корпорация
- Принимать ли статус корпорации?
- Распределение по отраслям и большой бизнес
- Международный сектор
- Объем, структура и взаимосвязи международного сектора
- Экономические аспекты международных связей
- Последний штрих Финансирование деятельности корпораций
- Глава 8. Реальности американского капитализма: государственный сектор
- Pocт государственного вмешательства в экономику
- Правительственные закупки
- Трансфертные платежи
- Закупки и трансфертные платежи: в чем отличие?
- Некоторые причины
- Федеральные финансы
- Расходы федерального правительства
- Доходы федерального правительства
- Часть 2. Национальный доход, занятость и фискальная политика. Главa 9
- Главa 10. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Глава 11. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение
- Глава 12. Классическая и кейнсианская теории занятости
- Кейнсианская точка зрения
- Инструментарий кейнсианской теории занятости
- Потребление и сбережения
- Взаимозависимость доход — потребление и доход — сбережения
- График потребления
- График сбережений
- Средняя и предельная склонность к сбережению и к потреблению
- Факторы потребления и сбережений, не связанные с доходом
- Смещение и стабильность графиков
- Инвестиции
- Ожидаемая норма чистой прибыли
- Реальная ставка процента
- Кривая спроса на инвестиции
- Сдвиги в спросе на инвестиции
- Инвестиции и доход
- Нестабильность инвестиций
- Долевое участие: как сделать заработную плату эластичной
- Глава 13. Равновесный объем производства в кейнсианской модели
- Принцип сопоставления расходов и объема производства
- Анализ с помощью таблиц
- Графический анализ
- Метод изъятий и инъекций
- Анализ с помощью таблиц
- Графический анализ
- Сравнение запланированных и фактических инвестиций
- Отсутствие равновесия и товарно-материальные запасы
- Достижение равновесия
- Изменения равновесного чнп и мультипликатор
- Эффект мультипликатора
- Парадокс бережливости
- Равновесие и чнп в условиях полной занятости
- Рецессионный разрыв
- Инфляционный разрыв
- Допущения, трудности и политика
- Внешняя торговля и равновесный объем производства
- Чистый экспорт и совокупные расходы
- График чистого экспорта
- Чистый экспорт и равновесный чнп
- Внешнеэкономические связи
- Приведение в соответствие двух макромоделей
- Построение кривой совокупного спроса
- Сдвиг кривой совокупного спроса
- Мультипликатор и изменение уровня цен
- Заглядывая вперед
- 8. При постоянном уровне цен модель "совокупный спрос — совокупное предложение" дает то же многократное изменение реального чнп, что и модель "расходы — объем производства".
- Последний штрих Квадратура экономического круга
- Глава 14. Фискальная политика
- Законодательная основа
- Дискреционная фискальная политика
- Упрощающие предпосылки
- Правительственные закупки и равновесный чнп
- Налогообложение и равновесный чнп
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Фискальная политика в ходе экономического цикла
- Финансирование дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков
- Варианты политики: правительственные расходы или налоги?
- Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
- Автоматические, или встроенные, стабилизаторы
- Бюджет при допущении полной занятости
- Проблемы, критика и осложнения
- Проблемы времени
- Политические проблемы
- Эффект вытеснения
- Совокупное предложение и инфляция
- Графическое изображение эффекта вытеснения и инфляции
- Фискальная политика в открытой экономике
- Фискальная политика, ориентированная на предложение
- Опережающие индикаторы
- Часть 3. Деньги, банковское дело и денежное политика.
- Глава 15. Деньги и банковское дело
- Функции денег
- Предложение денег
- Определение денег: m1
- "Почти деньги": m2 и м3
- "Почти деньги": подтекст
- Кредитные карточки
- Что лежит в основе денежного предложения?
- Деньги как долг
- Стоимость денег
- Деньги и цены
- Контроль за деньгами
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги для сделок, Dt
- Спрос на деньги со стороны активов, Da
- Общий спрос на деньги, Dm
- Денежный рынок
- Финансовая система Соединенных Штатов
- Централизация и регулирование
- Структура федеральной резервной системы
- Функции федеральной резервной системы и предложение денег
- Настоящие деньги в Анголе— пиво
- Глава 16. Как банки создают деньги
- Балансовый отчет коммерческого банка
- Исторический пролог: золотых дел мастера
- Отдельный коммерческий банк в банковской системе
- Строение коммерческого банка
- Балансовый отчет 1: Банк Уоху
- Балансовый отчет 2: Банк Уоху
- Балансовый отчет 3: Банк Уоху
- Балансовый отчет 4: Банк Уоху
- Балансовый отчет 5: Банк Уоху
- Сделки коммерческого банка, создающие деньги
- Балансовый отчет 6а: Банк Уоху (когда ссуда выдана)
- Балансовый отчет 6б: Баик Уоху (после того, как чек, выписанный на ссуду, предъявлен к оплате)
- Балансовый отчет 7: Банк Уоху (после возврата ссуды)
- Балансовый отчет 8: Банк Уоху
- Прибыли и ликвидность
- Банковская система: многодепозитное расширение (Расширение через многократные вклады)
- Ссудный потенциал банковской системы
- Балансовый отчет: Коммерческий банк а
- Балансовый отчет: Коммерческий банк б
- Балансовый отчет: Коммерческий банк в
- Балансовый отчет: Коммерческий банк г
- Денежный мультипликатор
- Некоторые модификации
- Необходимость контроля за деньгами
- Банкротства банков и сберегательных учреждений
- Банкротства банков и сберегательных учреждений: 1980—1988 гг.
- Глава 17. Федеральные резервные банки и кредитно-денежная политика
- Цели кредитно-денежной политики
- Объединенный балансовый отчет федеральных резервных банков
- Обязательства
- Операции на открытом рынке
- Резервная норма
- Учетная ставка
- Предварительный взгляд: дешевые и дорогие деньги
- Сравнительная значимость
- Второстепенное селективное регулирование
- Кредитно-денежная политика, равновесный чнп и уровень цен
- Причинно-следственная связь: кейнсианский взгляд
- Политика дешевых денег
- Политика дорогих денег
- Уточнения и обратная связь
- Кредитно-денежная политика: модель ad—as
- Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- Дилемма целей
- Кредитно-денежная политика и международная экономика
- Кейнсианская теория занятости и политика
- Фискальная и кредитно-денежная политика
- Возращение к золотому стандарту?
- Часть 4. Проблемы противоречия в Макроэкономике.
- Глава 18. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания
- Кейнсианцы: нестабильность и государственное вмешательство
- Монетаристы: стабильность и свободная конкуренция
- Основополагающие уравнения
- Уравнение совокупных расходов
- Уравнение обмена
- В центре внимания — деньги
- Стабильная или нестабильная скорость обращения денег?
- Монетаристы: V стабильна
- Кейнсианцы: V нестабильна
- Эмпирическое доказательство
- Дебаты о политике
- Спор о фискальной политике
- Кредитно-денежная политика: дискретность или правило?
- Возвращение к модели ad—as
- Теория рациональных ожиданий
- Крушение политики
- Интерпретация модели ad—as
- Политика, усиливающая циклические колебания?
- Продолжающаяся дискуссия
- Последний штрих Новый инструмент кредитно-денежной политики?
- Глава 19. Точки зрения кейнсианцев, неоклассиков и сторонников теории "экономики предложения'' на проблемы инфляции и безработицы
- Кривая Филлипса
- Аналитическая и историческая предыстория
- Кривая филлипса: концепция и факты
- Логическое обоснование кривой филлипса
- Дилемма стабилизационной политики
- Стагфляция: смещающаяся кривая?
- Шоки предложения
- Конец стагфляции: 1982— 1988 гг.
- Гипотеза естественного уровня
- Теория адаптивных ожиданий
- Теория рациональных ожиданий
- Возвращение к проблеме совокупного спроса
- Определения
- Совокупное предложение в краткосрочном плане
- Совокупное предложение в долгосрочном плане
- Кейнсианские и неоклассические выводы для политики
- Инфляция, вызванная избыточным спросом или подталкиваемая ростом издержек
- Инфляция спроса
- Инфляция издержек
- Рекомендации для политики
- Политика воздействия на рынок
- Политика зарплаты и цен (политика доходов)
- Теория экономики предложения
- Рейганомика: программа
- Рейганомика: как она работала?
- Вывод: альтернативные макроэкономические подходы
- Последний штрих "Реальная" теория экономического цикла
- Глава 20. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Дефициты и долг: определения
- Концептуальные подходы к бюджету
- Ежегодно балансируемый бюджет
- Бюджет, балансируемый на циклической основе
- Функциональные финансы
- Государственный долг: цифры и факты
- Причины
- Количественный аспект
- Экономические последствия: ложные (мнимые) вопросы
- Банкротство?
- Перекладывание бремени
- Экономические последствия: вопросы по существу
- Распределение дохода
- Стимулы
- Внешний долг
- Эффект вытеснения и основные производственные фонды
- Дефициты в 80-х годах
- Недавние опасения
- Связанные с дефицитом проблемы
- Возможные политические меры
- Позитивная роль долга
- Последний штрих Вызовут ли более высокие налоги рост дефицита?
- Глава 21. Экономический рост
- Теория экономического роста
- Два определения
- Значение экономического роста
- Арифметика экономического роста
- Факторы экономического роста
- Экономический рост в Соединенных Штатах
- Объяснение экономического роста
- Затраты и производительность труда
- Трудозатраты
- Технический прогресс
- Затраты капитала
- Образование и профессиональная подготовка
- Выгоды от экономии, обусловленной масштабами производства, и распределение ресурсов
- Факторы, сдерживающие экономический рост
- Прочие факторы
- Совокупный спрос, случайные колебания и экономический рост
- Краткие выводы
- Замедление темпов роста производительности труда
- Последствия
- Причины замедления
- Оживление?
- Желателен ли экономический рост?
- Аргументы против роста
- В защиту экономического роста
- Государственное регулирование экономического роста
- Последний штрих Инфраструктура и производительность труда
- Краткий словарь понятий и терминов