logo
Экономикс Том 1

Расходы на личное потребление

 

Таблица 7-2 свидетельствует о том, что большая часть общего дохода переливается от получателей дохода обратно в производственный сектор экономики в виде расходов на личное потребление. Поскольку масштабы и структура общего объема производства страны в значительной мере зависят от размера и структуры потребительских расходов, необходимо изучить, каким образом домохозяйства распределяют свои расходы на разнообразные товары и услуги, соперничающие за их доллары. Потребительские расходы могут быть классифицированы несколькими способами. Например, они могут быть разделены на услуги и товары. Товары, в свою очередь, могут быть подразделены по сроку их использования. Так, Министерство торговли США классифицирует потребительские расходы как: 1) расходы на товары длительного пользования, 2) расходы на товары кратковременного пользования, 3) расходы на услуги. Если предполагаемый срок службы товара один год или более, он считается товаром длит сильного пользования; если же этот срок менее одного года, то это товар кратковременного пользования. Автомобили, видеомагнитофоны, стиральные машины, персональные компьютеры и большая часть мебели служат яркими примерами товаров длительного пользования. Большинство продуктов и предметов одежды представляют собой товары кратковременного пользования. Услуги —это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами и т. д. Изучив таблицу 7-3, можно сделать вывод, что американская экономика ориентирована на услуги, так как в эту сферу направлено более половины потребительских расходов.

Такая разбивка на три составные части, подробно приведенная в таблице 7-3, имеет важное значение, так как предполагается, что многие потребители осуществляют свои расходы по собственному усмотрению и могут отложить их во времени. В период устойчивого подъема товары длительного пользования обычно заменяются новыми или выбрасываются до того, как становятся совершенно непригодными. Так обычно обстоит дело с автомобилями и большей частью основных бытовых приборов в домохозяйстве. Но если наступает спад, потребители стараются воздержаться от расходов на товары длительного пользования и смириться со старыми моделями автомобилей и устаревшими электробытовыми приборами для домашнего хозяйства. Желание сохранить доллары для товаров кратковременного пользования — предметов первой необходимости: продуктов, одежды — может вызвать радикальное сокращение расходов на предметы длительного пользования. Сказанное относится также ко многим видам услуг. Если операцию по поводу острого аппендицита нельзя отсрочить, то образование, услуги зубного врача и разнообразные менее неотложные услуги могут быть отсрочены или, при необходимости, от них можно вовсе отказаться. Вкратце, такие сферы расходов на личное потребление, как расходы на товары длительного пользования и расходы на услуги, подвержены более значительным колебаниям за определенный отрезок времени, чем расходы на предметы кратковременного пользования.

 

Таблица 7-3. Структура расходов на личное потребление в 1988 г.

( Не включая выплаты процентов предприятиям.)

 

Вид потребления

Сумма (млрд дол.)

Процентное отношение к итогу

Товары длительного пользования

450

14

автомобили и запчасти

208

6

мебель и бытовое оборудование

159

5

- прочие

83

3

Товары кратковременного пользования——-прочие

1047

32

продукты питания

552

17

одежда и обувь

186

6

бензин и смазочные материалы

79

2

топливо, уголь

17

1

топливо, уголь

213

7

Услуги медицинское.

1729

54

жилье

501

16

содержание жилья

197

6

обслуживание

404

13

индивидуальные услуги, отдых и т. п

510

16

- Расходы на личное потребление

3226

100

 

Источник: Survey of Current Business, January 1989. (Итог сложения составных частей может не соответствовать сумме из-за округления.)