logo
Экономикс Том 1

Правительственные закупки и равновесный чнп

Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд дол. вне зависимости от того, какова величина ЧНП. В таблице 14-1 показано вызванное

Таблица 14-1. Воздействие государственных закупок на равновесный чистый национальный продукт (условные данные)

(1) Реальный национальный продукт и доход, ЧНП = DI, (млрд дол.)

(2) Потребление,

С

(млрд дол.)

(3) Сбережения,

X

(млрд дол.)

(4) Инвестиции,

In

(млрд дол.)

(5) Чистый экспорт.

Xn

(млрд дол.)

(6) Государственные закупки,

G (млрд дол.)

(7) Совокупные расходы,

С + In + Xn + G

(млрд дол.), или

(2) + (4) + (5) + (6)

экспорт. Х

импорт, M

(1) 370

375

5

20

10

10

20

415.

(2) 390

390

0

20

10

10

20

430

(3) 410

405

5

20

10

10

20

445

(4) 430

420

10

20

10

10

20

460

(5) 450

435

15

20

10

10

20

475

(6) 470

450

20

20

10

10

20

490

(7) 490

465

25

20

10

10

20

505

(8) 510

480

30

20

10

10

20

520

(9) 530

495

35

20

10

10

20

535

(10) 550

510

40

20

10

10

20

5.50

 

этим воздействие на равновесный ЧНП. Колонки от 1 до 4 перенесены из таблицы 13-1, где для частной закрытой экономики, как вы помните, равновесный ЧНП составил 470 млрд дол. Единственными новыми чертами является добавление чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта) в колонке 5 и правительственных закупок в колонке 6. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С+In+ Хn), мы получаем более высокий уровень совокупных расходов, как показано в колонке 7. Сравнивая колонки 1 и 7, мы обнаружим, что совокупные расходы и национальный продукт равны при более высоком уровне ЧНП, в частности равновесный ЧНП вырос с 470 (строка 6) до 550 (строка 10) млрд дол. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, вызовет перемещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и приведет к росту величины равновесного ЧНП. Отметим также, что правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Увеличение на 20 млрд дол. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд дол. ( =550 млрд дол. минус 470 млрд дол.). То есть мультипликатор в данном случае равен 4.

Важно подчеркнуть, что это увеличение правительственных расходов на 20 млрд дол. финансируется не за счет роста налоговых поступлений. Мы моментально обнаружим, что рост налогов ведет к снижению величины равновесного ЧНП. Иначе говоря, чтобы иметь то стимулирующее воздействие, которое мы сейчас обсуждаем, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

В терминах подхода потоков утечек — инъекций правительственные закупки, как и инвестиции, представляют собой вливание расходов. В результате утечки сбережений и импорта происходит падение потребления внутреннего продукта ниже объема внутреннего дохода после уплаты налогов, создавая потенциальный разрыв в расходах. Этот разрыв может быть покрыт инъекциями инвестиций, экспорта или правительственных закупок. Отметьте, что в таблице 14-1 уровень равновесного ЧНП в 550 млрд дол, (строка 10) устанавливается при S+М = In + Х+G. То есть при предположении, что налоги равны нулю, 40+10 = 20+10+20. Рисунок 14-1 показывает воздействие государственных расходов графически. На рисунке 14-1а мы просто прибавляем правительственные закупки (G) к уровню частных расходов + In + Хn). В результате величина совокупных расходов (частных плюс. государственных) возрастает до (С + In + Хn + G), вызывая рост равновесного ЧНП на 80 млрд дол. Рисунок 14-16 показывает то же изменение равновесного ЧНП в терминах подхода потоков утечек — инъекций. Как инвестиции и экспорт, так и правительственные закупки представляют собой возмещение утечки сбережений и импорта. Следовательно, включая величину G в наш анализ, уровень равновесного ЧНП определяется теперь в точке, где величина сбережений домохозяйств плюс импорт точно компенсируется величиной, которую предприниматели планируют инвестировать и экспортировать, плюс величиной, которую правительство стремится израсходовать на товары и услуги. То есть при условии отсутствия налогов равновесный ЧНП определяется в точке пересечения графиков (S + M) и (In + Xn + G).

Каковы последствия сокращения государственных расходов? Очевидно, сокращение величины G вызовет смещение вниз графика совокупных расходов на рисунке 14-1а и графика (In + Х + G) на рисунке 14-16. В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Вам следует проверить, что если правительственные . расходы сократятся с 20 до 10 млрд дол., то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд дол., то есть с 550 до 510 млрд дол. Это означает, что мультипликатор равен 4.

 

Рисунок 14-1. Государственные расходы и равновесный чистый национальный продукт (ЧНП)

а) Подход с позиций анализа потоков совокупных расходов — национального выпуска. Включение в наш анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (С + 1n + X + G) вверх и вызывает рост величины равновесного ЧНП, как и в случаях роста G, Тn или Хn. Отметьте, что изменения государственных расходов подвержены действию эффекта мультипликатора. 6) Подход на основе анализа потоков утечек — инъекций. В терминах анализа потоков утечек — инъекций государственные расходы дополняют частные инвестиции и чистые экспортные расходы (1n + Xn + G), вызывая рост величины равновесного ЧНП.