logo
Экономикс Том 1

Индивидуальный и рыночный спрос

 

До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке' было лишь три покупателя, как это показано в таблице 4-2, было бы легче легкого определить общие величины спроса при каждой цене. На рисунке 4-2 показан этот процесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена — 3 дол. Заметьте, что мы просто совмещаем три кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путем умножения величин спроса, приведенных в таблице 4-1, на 200. Кривая D1 на рисунке 4-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 покупателей.

Таблица 4-2. Рыночый спрос на кукурузу (в бушелях), три покупателя (гипотетические данные)

Цена за бушель(дол.)

Величина спроса

Общая величина спроса в неделю

1-й покупатель

2-й покупатель

3-й покупатель

5

10

12

8

30

4

20

23

17

60

3

35+

39+

26=

100

2

55

60

39

154

1

80

87

54

221

Таблица 4-3. Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей (гипотетические данные)

 

(1) Цена за бушель (дол.)

(2)Величина спроса в неделю(в бушелях), один покупатель

(3) Число покупателей на рынке

Общая величина спроса в неделю (в бушелях)

5

10

200

2 000

4

20

200

4 000

3

35 

200=

7 000

2

55

200

11 000

1

80

200

16 000

 

Рисунок 4-2. Кривая рыночного спросасумма кривых индивидуального спроса

Кривая рыночного спроса D образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса D1,D2 и D3. всех потребителей на рынке.

 

Изменение одной или более детерминант спроса — потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий — вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например, от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например, от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике —от а к b.