logo
Экономикс Том 1

Кредитно-денежная политика: дискретность или правило?

Кейнсианская концепция кредитно-денежной политики изображена на рисунке 17-2. Как уже говорилось, кейнсианцы полагают, что кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута, это делает кредитно-денежную политику сравнительно слабым стабилизирующим средством. Мы знаем также, что монетаристы, наоборот, считают кривую спроса на деньги очень крутой, а кривую спроса на инвестиции достаточно пологой, это означает, что изменение денежного предложения оказывает мощное воздействие на равновесный уровень ЧНП. Это полностью соответствует фундаментальному тезису монетаризма о том, что денежное предложение - решающий фактор определения уровня экономической активности и уровня цен.

Тем не менее большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смятчения подъемов и спадов экономического цикла. Профессор Фридмэн утверждает, что в свое время дискретные изменения денежного предложения, осуществляемые руководящими кредитно-денежными учреждениями, в действительности оказывали дестабилизирующее влияние на экономику. Исследовав монетарную историю Соединенных Штатов с Гражданской войны до основания Федеральной резервной системы в 1913 г. и сравнив ее с событиями после 1913 г., Фридмэн пришел к выводу, что, даже если отвлечься от разрушительного для экономики периода второй мировой войны, последний период (после 1913 г.) был явно более нестабильным. Большая доля ответственности за уменьшение экономической стабильности после образования Федеральной резервной системы приписывается ошибочным решениям руководящих кредитно-денежных учреждений. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Неправильное кредитно-денежное регулирование происходит, согласно монетаризму, по двум важным причинам.

Непредвиденные временные лаги. Во-первых, существуют временные лаги. Хотя кредитно-денежное воздействие передается непосредственно, изменения денежного предложения оказывают влияние на номинальный ЧНП лишь по прошествии довольно длительного и неопределенною периода времени. Эмпирические исследования Фридмэна показывают, что период, за который изменение денежного предложения существенно изменяет ЧНП, может оказаться как коротким — or шести до восьми месяцев, так и длительным — до двух лет. Поскольку предсказать временной лаг предпринятой акции практически невозможно, вероятность точного определения того, когда следует проводить ту или иную политику, и даже того, какая политика — дешевых или дорогих денег — необходима, очень мала. Действительно, при неопределенной продолжительности временного дата использование дискретной кредитно-денежной политики для приспособления экономики к циклическим подъемам и спадам может иметь обратный эффект и усиливать циклические колебания. Например, предположим, что различные экономические показатели указывают на некоторый спад и в действие вводится политика дешевых денег. Но представим теперь, что в течение последующих шести месяцев экономическое положение по причинам, никак не связанным с мерами государственной политики, изменилось и начался переход к циклической фазе инфляционною подъема. В этот момент политика дешевых денег оказывая свое действие и усиливает инфляцию.

Процентная ставка: ошибочная цель. Во-вторых, монетаристы указывают, что руководящие кредитно-денежные учреждения стремились обычно контролировать процентные ставки с целью стабилизации инвестиций и, следовательно, экономики. Как показывает анализ дилеммы целей в главе 17, здесь есть проблема, состоящая в том, что Совет управляющих не в силах стабилизировать денежное предложение и процентные ставки одновременно. Поэтому, пытаясь стабилизировать процентные ставки, Федеральная резервная система может дестабилизировать экономику.

Приведем пример. Допустим, экономика преодолевает спад и движется в настоящее время к полной занятости с повышением уровня совокупных расходов, объема производства, занятости и цен. Расширяющийся объем экономической деятельности вызывает увеличение спроса на деньги и тем самым повышение процентной ставки. Если же руководящие кредитно-денежные учреждения считают своей целью стабилизацию процентных ставок, они прибегнут к политике дешевых денег. Но эта политика роста количества денег увеличит совокупные расходы в тот момент, когда экономика уже находится на грани инфляционного бума. То есть попытка стабилизировать процентные ставки раздувает пожар инфляции и делает экономику менее устойчивой. Подобный сценарий применим и к случаю, когда экономика движется к спаду.

Монетарное правило. Отсюда монетаристы делают вывод: руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. В частности, Фридмэн выступает за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реальною ВНП, то есть денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3—5% в год.

Такое правило, считают монетаристы, устраняет главную причину нестабильности экономики — изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики. Коль скоро денежное предложение растет в постоянном темпе на 3,4 или 5% ежегодно, всякое движение к спаду носит временный характер. Ликвидность, которую дает постоянно растущее денежное предложение, обусловливает расширение совокупного спроса. Аналогичным образом, если предложение денег не превышает значительно среднего темпа, всякое инфляционное расширение расходов ликвидируется само собой из-за недостатка средств.

На это кейнсианцы отвечают: несмотря на отчасти справедливые замечания, было бы глупо отказываться от дискретной кредитно-денежной политики в пользу монетарного правила. Утверждая, что V подвержена изменениям как на протяжении цикла, так и в длительной перспективе, кейнсианцы считают, что постоянный темп ежегодного роста денежного предложения может способствовать серьезным колебаниям совокупных расходов и вызывать экономическую нестабильность. На самом деле, не пришли ли мы в главе 17 к выводу, что отказ от стабилизации процентной ставки будет сопровождаться ее резкими колебаниями и колебаниями инвестиционных расходов? Как саркастически заметил один кейнсианец, беда монетарного правила состоит в том, что оно говорит тем, кто проводит экономическую политику: "Ничего не делайте, оставьте все как есть".( В то время как значительное число экономистов с симпатией относятся к введению монетарного правила, фактически все центральные банки мира проводят дискретную политику.)