logo
Экономикс Том 1

Бюджет при допущении полной занятости

Встроенная стабильность — то есть варьирование налоговых поступлений пропорционально ЧНП - делает рискованным использование данных о текущих бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя фискального положения правительства. Чтобы проиллюстрировать это, предположим, что экономика находится в состоянии полной занятости в точке ЧНП1 на рисунке 14-4 и, как мы и замечали, бюджет сбалансирован. Теперь давайте предположим, что в течение года происходит сокращение Сa или Xn или Xn, вызывая спад и сокращение производства до ЧНП3. Предположим, что правительство не предпринимает никаких дискреционных фискальных мер, таким образом, линии G и Т остаются в том положении, которое указано на схеме. Ясно, что по мере движения экономики к точке ЧНП3 сокращаются налоговые поступления, и при неизменных правительственных расходах возникает дефицит. Но ясно, что этот циклический дефицит, очевидно, не является результатом предпринимаемых фискальных антициклических шагов правительства, скорее это побочный продукт фискального бездействия, вызванного скатыванием экономики к спаду.

Главная идея состоит в том, что здесь невозможно сказать ничего существенного о фискальном положении правительства — то есть правильно ли конгресс манипулировал налогами и расходами, — оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Конкретный бюджетный излишек или дефицит отражает не только возможные текущие решения о расходах и налогах (как показано размещением линий G и Т на рисунке 14-3), но и уровень равновесного ЧНП (то есть точку, где находится экономика на горизонтальной оси на рис. 14-4), Следовательно, при условии, что налоговые поступления варьируют пропорционально ЧНП, основополагающая проблема сравнения дефицитов или бюджетных излишков в год 1 и год 2 состоит в том, что величина ЧНП может быть совершенно различна в каждый из этих периодов.

Экономисты разрешили эту проблему, введя понятие бюджета при допущении полной занятости (бюджета полной занятости) Упрощенно говоря, бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Рисунок 14-5 сравнивает бюджет полной занятости и фактический бюджет на протяжении трех десятилетий. Выделяются две особенности.

Во-первых, хотя фактический бюджет обычно сводился с дефицитом, бюджет полной занятости имел склонность быть с излишками или, по крайней мере, быть сбалансированным. Сравните 1961 и 1962 гг., когда в экономике имели место превышающая нормальную безработица и вялый экономический рост. Взгляд на фактические бюджетные дефициты в эти годы означает что правительство проводило стимулирующую фискальную политику Но данные о бюджете полной занятости свидетельствуют о том, что это не так. Данные о бюджете полной занятости говорят, что если бы в экономике имела бы место полная занятость, то имели бы место и бюджетные излишки. Наша фискальная политика в 1961 и 1962 гг. была на самом деле сдерживающей. и отчасти поэтому уровень ЧНП в стране не соответствовал ЧНП полной занятости, что породило низкие налоговые поступления и дефициты в фактических бюджетах 1961 и 1962 it.

Во-вторых, заметьте появление значительных фактических бюджетных дефицитов и дефицитов бюджетов полной занятости в последние годы. В частности, обратите внимание на положение в 1987 г., когда экономика приблизилась к состоянию полной занятости, или уровню потенциального выпуска. Значительная часть фактического дефицита 1987 г. возникла как результат правительственных расходов и решений о размерах налогов, а не от автоматически возникшей нехватки налоговых поступлений, вызванной более низких, чем уровень полной занятости, уровнем ЧНП. Этот структурный дефицит— отличный от циклически о дефицита - означает, что налоговые поступления были бы меньше, чем государственные расходы, даже если бы экономика достигла уровня производствa при полной занятости. Бюджет полной занятости в 1987 г. имел. следовательно, значительный дефицит, что означало проведение стимулирующей фискальной политики. Логически можно было бы прийти к вопросу о т ом, почему это сочетание почти полной занятости и стимулирующей фискальной политики не затронуло инфляцию спроса. Одной из важных причин было то, что чистый экспорт (Х- М) был резко отрицательным в 1987 г. Сокращая совокупные расходы на внутренний ЧНП, отрицательный чистый экспорт частично погасил стимулирующее воздействие столь крупного дефицита бюджета полной занятости.