logo
Экономикс Том 1

Детерминанты спроса

 

Когда экономист строит кривую спроса —скажем, такую, как D1 на рисунке 4-3, — он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют

и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что "прочие условия равны", то есть что неценовые детерминанты( Под неценовыми детерминантами мы подразумеваем другие факторы, помимо цены на рассматриваемый конкретный продукт. Мы впоследствии выясним, что изменение цен на другие продукты способно повлиять на спрос на конкретный продукт.) величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

. Каковы важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса? Основные из них следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.