logo
Экономикс Том 1

Продолжающаяся дискуссия

Наш анализ коснулся лишь внешней стороны теоретических и политических проблем, поставленных монетаризмом и "новой классической теорией". В главе 19 мы рассмотрим эти проблемы под несколько иным углом зрения. Там, в частности, появится возможность изучить альтернативные взгляды на предполагаемую обратную зависимость между инфляцией и безработицей. Кроме того, мы покажем важное различие, которое делает новая классическая теория между краткосрочным и долгосрочным совокупным спросом. Теперь же просто сделаем несколько заключительных замечаний, дающих представление о современном состоянии дискуссии в макроэкономической теории.

Во-первых, кейнсианство, исторически выдвинувшееся в конце 1930-х годов на передний план, доминировало в макроэкономической теории и политике на протяжении 1950-х годов и вплоть до 1960-х. Затем, в 1960-х и особенно в 1970-х годах, ему был брошен вызов со стороны монетаризма, 1970-е годы породили и ТРО с ее критикой макроэкономической политики.

Во-вторых, большинство экономистов готово признать присущую как кейнсианству, так и монетаризму убедительность. Обе теории предлагают полезные схемы, позволяющие анализировать макроэкономику. Меньшее единодушие существует среди экономистов относительно правдоподобности и уместности ТРО. Однако следует помнить, что новые идеи, которые поначалу кажутся нереалистичными и революционными, имеют свойство становиться со временем правдоподобными и общепринятыми.

Наконец, и, может быть, это самое важное, полемика носила здоровый характер в том смысле, что она заставила экономистов всех направлений переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты макроэкономической теории. Произошел значительный пересмотр позиций, и был достигнут важный компромисс. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому "деньги не имеют значения", или противоположной монетаристской крайности, согласно которой "только деньги имеют значение". Иначе говоря, несмотря на важные различия между кейнсианством и монетаризмом, не следует упускать из виду тот основополагающий факт, что в обеих моделях деньги воздействуют на ЧНП в одинаковом направлении. Согласно обеим теориям, расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот. Полемика сосредоточена на количественном значении этих изменений. Далее, благодаря упору монетаристов на эффект вытеснения экономисты и политики более полно осознали необходимость координации кредитно-денежной и фискальной политики. Если фискальная политика порождает эффект вытеснения, сила которого понижает эффективность фискальной политики, то очевидна необходимость одновременного проведения соответствующей кредитно-денежной политики для исключения какого-либо потенциального вытеснения частных инвестиций. Кроме того, экономисты всех направлений придают теперь значение анализу как совокупного спроса, так и совокупного предложения. А благодаря ТРО экономисты и политики уделяют гораздо больше внимания возможному влиянию ожиданий на результаты изменения политики, связям между микро- и макроэкономическими теориями. Мы все больше узнаем, как совокупные уровни объема производства, занятости и цен зависят от функционирования отдельно взятых рынков продуктов и ресурсов. Таким образом, монетаризм и ТРО оказали сильное влияние на макроэкономическую теорию и политику, хотя общепринятая точка зрения остается по своему происхождению кейнсианской.

РЕЗЮМЕ

Расхождения между кейнсианской и монетаристской позициями по ряду принципиальных моментов состоят в следующем.

1. Оснвополагающие различия. С кейнсианской точки зрения— рыночная система в основном неконкурентна в поэтому подвержена макроэкономической нестабильности. Для исправления этого недостатка нужна активная политика стабилизации с упором на фискальные меры. С монетаристской точки зрения рынки обладают высокой степенью конкурентности в обеспечивают макроэкономическую стабильность. Монетаристы склоняются к политике большей свободы предпринимательства.

2. Аналитическая основа. Для кейнсианцев основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен, являются совокупные расходы. Следовательно, их основное уравнение —Сa + In + Хn +G = ЧНП. Компоненты совокупных расходов определяются множеством факторов, которые по большей части не зависят от предложения денег. Монетаризм сосредоточился на уравнении обмена: MV = PQ. Поскольку скорость обращения денег (V) в принципе стабильна, основным фактором, определяющим физический объем производства и занятости (Q) и уровень цен (Р), выступает предложение денег М.

3. Фискальная политика. Кейнсианская позиция состоит в том, что, коль скоро я) государственные расходы являются составной частью совокупных расходов и б) изменения в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложения, фискальная политика является мощным стабилизационным инструментом. Монетаристы утверждают, что воздействие фискальной политики слабо и неопределенно.

В частности, пока дефицитные расходы не покрываются расширением денежного предложения, они поднимают процентную ставку н тем самым вытесняют частные инвестиции.

4. Кредитно-денежная политика. Кейнсианцы утверждают, что кредитно-денежная политика осуществляется через длинный передаточный механизм, в который входят касающиеся кредитно-денежной политики решения, банковские резервы, процентная ставка, инвестиции и, наконец, номинальный ЧНП. Слабость каждого из звеньев механизма ограничивает эффективность и надежность кредитно-денежной политики. Деньги имеют значение, но управление ими посредством кредитно-денежной политики — не столь действенное средство стабилизации, каким является фискальная политика. Говоря конкретнее, сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги с относительно крутой кривой спроса на инвестиции делает кредитно-денежную политику малоэффективной. Монетаристы полагают, что относительная стабильность V указывает на достаточно надежную связь между денежным предложением и номинальным ЧНП. Однако они считают, что из-за а) существования изменчивых временных лагов и б) ошибочного использования процентной ставки в качестве руководящего принципа политики применение дискретной политики для "точной настройки" экономики, скорее всего, обречено на неудачу. На практике кредитно-денежная политика дестабилизирует экономику. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.

Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) содержится в следующих положениях.

5. ТРО основывается на двух фундаментальных предпосылках: а) потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика; способны оценить будущие результаты политических н других изменений и выбирают линию поведения, отвечающую их собственным интересам; б) рынки высококонкурентны, а цены н ставки заработной платы быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения.

6. ТРО утверждает, что, когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики, эффективность ее сводится к нулю. Поэтому эта теория поддерживает правила политики как альтернативу дискретной политике.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Кейнсианцы

Монетаристы

Уравнение обмена

Скорость обращения денег

Эффект вытеснения

Монетарное правило

Теория рациональных ожиданий

 

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните: "Спор между кейнсианцами и монетаристами является важным проявлением более широкой полемики по вопросу о роли государства в нашей жизни".

2. Сформулируйте и объясните основополагающие уравнения кейнсианства и монетаризма. Можете ли вы "перевести" кейнсианское уравнение на монетаристское?

3. В 1988 г. денежное предложение (М1) составляло приблизительно 788 млрд дол., а ВНП равнялся примерно 4862 млрд. Какова была скорость обращения денег в 1988 г.? Рисунок 18-3 показывает, что скорость обращения денег устойчиво росла с середины 1940-х годов до 1982 г., а затем выровнялась или упала. Подумайте о причинах этих отклонений.

4. Каков передаточный механизм кредитно-денежной политики а согласно кейнсианству и б согласно монетаризму? Какое значение две школы придают деньгам и кредитно-денежной политике в качестве факторов, определяющих экономическую активность? Что, согласно монетаризму, произойдет, когда фактическое предложение денег превысит количество денег, которое люди хотят иметь?

5. Почему монетаристы советуют заменить дискретную политику "монетарным правилом"? Объясните: "Невозможно составить представление о кредитно-денежной политике, наблюдая лишь за процентными ставками". Покажите, как попытка стабилизировать процентные ставки может дестабилизировать экономику.

6. Ответьте на приведенные ниже вопросы, опираясь на следующую информацию о состоянии гипотетической экономики в первый год: денежное предложение = 400 млрд дол.; долгосрочный ежегодный рост реального ЧНП == 3%; скорость обращения денег == 4. Исходите из того, что первоначально банковская система не имеет избыточных резервов и что резервное требование составляет 10%. Предположите также, что скорость обращения денег постоянна и изначально экономика функционирует на уровне объема производства, характеризующегося полной занятостью.

а Каков уровень номинального ЧНП этой экономики в первый год?

б Допустим, Федеральная резервная система стремится выполнить правило монетаристов с помощью операций на открытом рынке. Какое количество облигаций должна она продать или купить у коммерческих депозитных учреждений и населения между первым и вторым годами, для того чтобы выполнить монетарное правило?

7. Объясните, почему монетаристы считают фискальную политику слабой и неэффективной. Какие специфические предпосылки принимают а монетаристы и б кейнсиан цы относительно формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции? Почему эти различия существенны?

8. Покажите конкретную взаимосвязь между спросом на деньги и скоростью обращения денег. Подробно обсудите следующее положение: "Коренной вопрос, разделяющий кейнсианцев и монетаристов, состоит в том, чувствителен или нет спрос на деньги к изменениям процентной ставки". Объясните кейнсианское утверждение о том, что изменение М, вероятно, сопровождается идущим в обратном направлении изменением V.

9. Дайте объяснение и оценку в свете кейнсианско-монетаристской полемики следующим утверждениям:

а "Если национальная цель состоит в увеличении доходов, она может быть достигнута только путем увеличения денежного предложения".

б "Размер дефицита федерального бюджета не имеет значения. Что действительно важно, так это как дефицит финансируется".

в "Не существует абсолютно никаких оснований думать, что в уравнении, подобном MV == PQ, V независима от ставки процента. Существует очень убедительный довод, согласно которому скорость обращения должна постоянно и в возрастающей степени зависеть от ставки процента".

г "Монетаристы предполагают, что часть уравнения обмена PQ "пассивна"; кейнсианцы предполагают, что она "активна".

д "Если ожидания рациональны, то кредитно-денежная политика не может использоваться для стабилизации производства и занятости. Она лишь определяет уровень цен.

10. Объясните, каким образом рациональные ожидания могут стать помехой дискретной политике. Вы за дискретную политику или за правило? Обоснуйте вашу позицию.

11. С помощью модели совокупного спроса — совокупного предложения дайте краткое графическое описание макроэкономических теорий а монетаристов, б кейнсианцев, в сторонников концепции рациональных ожиданий. Тщательно сопоставьте способы их применения в государственной политике. В каких отношениях, если таковые имеются, ТРО, на ваш взгляд, отличается от "старой" классической модели, изображенной на рисунке 12-2а?