logo search
Экономикс Том 1

Изменения предложения и спроса

 

Выше уже отмечалось, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменений технологии, ресурсных цен или налогов. Наш анализ был бы неполным, если бы мы здесь не уделили места рассмотрению воздействия изменений предложения и спроса на равновесную цену.

Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 4-6а. Как это повлияет на цену? Отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужды возиться с колонками цифр для определения воздействия на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения этих показателей на графике.) Как показано на рисунке 4-66, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, сокращается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены. и количества продукта.

Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 4-6в, новая точка пересечения показателей предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 4-6г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены. но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.

Сложные случаи. Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Сначала предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем в конечном счете снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось результатом каждого из этих фактов, взятого в отдельности. А как обстоит дело с равновесным количеством продукта? Здесь последствия изменений предложения и спроса разнонаправлены: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложение и спроса.

 

 

Увеличение спроса (график а) и уменьшение спроса (график б) указывают на прямую зависимость между изменениями спроса, и проистекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. Увеличение предложения (график в) и уменьшение предложения (график г) указывают на обратную зависимость между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но на прямую зависимость между изменением предложения и сопутствующим ему. изменением равновесного количества продукта.

Второй возможный случай это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Можно предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако, если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет. Читателю надлежит изобразишь эти два случая на графиках, чтобы подтвердишь сделанные нами выводы.

А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Предположим сначала, что и предложение, и спрос увеличиваются. Как это скажется на равновесной цене? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену— эффект понижения цены в результат увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, pавновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно. Во-вторых, уменьшение предложения и спроса одновременно можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Поскольку одновременное уменьшение предложения и спроса оказывает понижательное воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было вначале.

Кстати, возможность параллельного изменения предложения и спроса в какой-то период времени отнюдь не исключается. В самом деле, одно событие способно одновременно воздействовать и на предложение, и на спрос. Например, совершенствование технологии изготовления сыра может снизить и предложение натурального молока, и спрос на него.

Нечего и говорить, что могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется. Читателю следует и эти более сложные случаи воспроизвести в форме кривых предложения и спроса, чтобы проверить все приведенные заключения.