logo search
Экономикс Том 1

Фискальная политика в открытой экономике

Наше обсуждение до настоящего момента ограничивалось сложностями осуществления фискальной политики, проводимой в условиях закрытой экономики. Дополнительные сложности возникают, когда мы начинаем учитывать то обстоятельство, что наша экономика представляет собой часть широкой мировой экономики.

Шоки, имеющие корни за рубежом. Из предшествующего рассмотрения известно, что те события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, которые влияют на наш чистый экспорт, влияют и на нашу экономику. Формулируя это в терминах нашего сегодняшнего анализа, мы можем быть подвержены действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить наш ЧНП и обесценить мероприятия нашей фискальной политики. Например, предположим, что мы ожидаем спад и изменили правительственные расходы и налоги до размеров, достаточных для того, чтобы увеличить совокупный спрос и ЧНП без того, чтобы вызвать инфляцию (как при переходе от AD1 к AD2 в рис. 14-6а). Теперь предположим, что экономика стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, неожиданно и энергично начинает расти. Возросшая занятость и увеличившиеся доходы в этих странах ведут к росту покупок американских товаров. Наш чистый экспорт увеличивается, совокупный спрос возрастает слишком быстро, и мы стоим перед проблемой инфляции спроса. Если бы мы заранее знали, что наш чистый экспорт будет увеличиваться столь значительно, мы ввели бы менее стимулирующую фискальную политику. Вопрос состоит в том, что наше все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле.

Эффект чистого экспорта. Эффект, которому мы дадим название эффекта чистого экспорта, действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Мы завершили наше рассмотрение эффекта вытеснения тем, что сделали вывод о возможном повышении ставок процента из-за стимулирующей фискальной политики, что вызывает сокращение инвестиций и, следовательно, подрывает фискальную политику. Теперь нам нужно убедиться, каково будет воздействие такого роста процентных ставок на наш чистый экспорт. Давайте предположим, что мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая привносит в экономику более высокие ставки процента. Такие ставки процента привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где ставки процента предположительно остаются на прежнем уровне. Но зарубежные финансовые инвесторы должны получить в свое распоряжение доллары США, прежде чем купить искомые американские ценные бумаги. Мы знаем, что увеличение спроса на товар — в данном случае доллары — вызовет рост его цены. Таким образом, цена долларов, выраженная в других валютах, возрастет, другими словами, доллар подорожает. Каково будет воздействие этого подорожания доллара на наш чистый экспорт? Поскольку для покупки наших товаров нужно будет больше единиц иностранной валюты, иностранцам наш экспорт будет представляться более дорогим; следовательно, он будет сокращаться. Наоборот, американцы, которые теперь могут обменять свои доллары на большее количество единиц иностранной валюты, будут покупать больше импорта. Необходимое следствие этого сложного сценария состоит в том, что чистые экспортные расходы в США уменьшатся и наша стимулирующая фискальная политика будет отчасти нейтрализована.

Возврат к нашему анализу совокупного спроса и предложения на рисунке 14-66, теперь уже обозначенном как случай г), поможет уяснить этот пункт. Стимулирующая фискальная политика, предназначенная увеличить совокупный спрос с AD1 до AD2, может повысить уровень внутренних ставок процента и в конечном счете сократить наш чистый экспорт в результате действия только что описанного механизма. Сокращение чистого экспорта как компоненты совокупного спроса отчасти будет противодействовать стимулирующей фискальной политике. Кривая совокупного спроса переместится с AD1 к AD '2, а не к AD2, и равновесный ЧНП возрастет с 470 до 480 млрд дол., а не до 490 млрд дол. Следовательно, влияние чистого экспорта на фискальную политику находится в одном ряду с уже отмеченными факторами времени, политических проблем, вытеснения и инфляции, что значительно осложняет "управление" совокупным спросом.

В таблице 14-3 подведен итог воздействия чистого экспорта, вызванного фискальной политикой. В частности, в колонке 1 обобщены рассуждения, которые мы только что привели (см. также рис. 14-6г). Но при этом необходимо помнить, что воздействие чистого экспорта осуществляется в обоих направлениях. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. В этом отношении вам необходимо проследить ход рассуждений, отраженный в колонке 2 таблицы 14-3, и соотнести их с моделью "совокупного спроса — совокупного предложения".

 

Таблица 14-3. Фискальная политика и воздействие чистого экспорта

(1)

Стимулирующая фискальная политика

(2)

Сдерживающая фискальная политика

Проблема: спад, медленный рост

Стимулирующая фискальная политика

Более высокая внутренняя ставка процента

Возросший внешний спрос на доллары

Подорожание доллара

Сокращение чистого экспорта (совокупный спрос снижается, отчасти противодействуя стимулирующей фискальной политике)

Проблема: инфляция

Сдерживающая фискальная политика

Более низкая внутренняя ставка процента,

Снизившийся внешний спрос на доллары

Обесценение доллара

Увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике)