logo search
Экономикс Том 1

Сильные стороны кредитно-денежной политики

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части нашей национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Мы знаем (гл. 14), что применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в конгрессе. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического давления. Члены Совета Федеральной резервной системы назначаются, как помните, на 14-летний срок. Поэтому члены Совета не подвержены сильному давлению со стороны лобби и не опасаются за свои посты. Совету, таким образом, легче, чем конгрессу, проводить политически непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в длительной перспективе. Кроме того, по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов,

а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм. В следующей главе мы детально проанализируем расхождения во мнениях относительно эффективности кредитно-денежной и фискальной политики Здесь же лишь отметим, что, хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существует группа уважаемых экономистов — называемых монетаристами, — которые полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.