logo search
Экономикс Том 1

Банкротства банков и сберегательных учреждений: 1980—1988 гг.

Год

Банки

Сберегательные кассы

1980

10

3

1981

10

11

1982

10

28

1983

42

71

1984

79

27

1985

124

34

1986

145

49

1987

206

48

1988

221

220

 

Источник: Federal Deposit Insurance Corporation and Federal Home Loan Bank Board.

В 1980 г. правительство повысило сумму страхуемых вкладов на счету с 40 тыс. до 100 тыс. дол., и многие обозреватели уверены, что это способствовало кризису ссудо-сберегательных ассоциаций. Пытаясь спасти свои предприятия, финансово неустойчивые ссудо-сберегательные ассоциации предложили необычайно высокие процентные ставки, чтобы привлечь вклады, из конкурирующих учреждений. Бережливые люди, зная, что счета до 100 тыс. дол. включительно полностью страхуются FSLIC, направили средства в эти сберегательные учреждения. Когда процентные ставки на их вклады поднялись, такие ссудо-сберегательные ассоциации стали предоставлять под высокий процент рискованные ссуды, чтобы покрыть высокие издержки своих вновь приобретенных фондов.

Неуплата по многим из этих рискованных ссуд привела к тому, что несколько крупных ссудо-сберегательных ассоциаций стали несостоятельными (не имея достаточных активов по сравнению с обязательствами). Сбережения и ссуды в Техасе и других нефтяных штатах пострадали особенно сильно. В этих районах невыполнения обязательств по ссудам разразились в ответ на понижение цен на нефть. Многие спекулятивные ссуды под строительство служебных помещений и другое недвижимое имущество не были выплачены. Как показано в приведенной таблице, 220 ссудо-сберегательных ассоциаций обанкротились в одном лишь 1988 г.

 

Федеральная корпорация по страхованию счетов в ссудо-сберегательных ассоциациях (FSLIC) возместила ущерб вкладчикам обанкротившихся ссудо-сберегательных ассоциации, но огромный размер потерь сделал страховой фонд абсолютно убыточным. В 1988 г. федеральное правительство начало активно заниматься устройством продаж и слияний несостоятельных ссудо-сберегательных ассоциаций. По подсчетам федерального правительства, потери в несостоятельных сберегательных учреждениях могут со временем достичь от 85 до 105 млрд дол. Часть этой суммы будет оплачена прибыльными в финансовом отношении ссудо-сберегательными ассоциациями посредством увеличения страховых взносов в фонд FSLIC. Но большая часть издержек обанкротившихся сберегательных учреждений в конечном счете ляжет на плечи налогоплательщиков. Дело в том, что согласно закону правительство США выступает гарантом застрахованных вкладов, хранящихся в ссудо-сберегательных ассоциациях. Эта гарантия должна заверить вкладчиков сберегательных учреждений в том, что их средства в безопасности, даже если FSLIC сама "лопнет". Так, в 1989 г. американское правительство столкнулось с необходимостью выплат по обязательствам обанкротившихся ссудо-сберегательных ассоциаций.