logo search
Экономикс Том 1

Адаптация к изменениям

 

Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Это, естественно, подразумевает, что та специфическая система распределения ресурсов, которая в настоящее время наиболее эффективна и соответствует данной структуре потребительских вкусов, данному составу альтернативных технологий и данной структуре предложения ресурсов, может превратиться в устаревшую и неэффективную по мере того, как с течением времени меняются потребительские предпочтения, создаются новые технологии производства и перестраивается состав предлагаемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной?

Ориентирующая функция цен. Предположим, что происходит изменение потребительских вкусов. Скажем, вследствие возросшего осознания необходимости заботиться о своем здоровье потребители решили, что станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящее время не обеспечивает производство необходимого количества велосипедов. Передаст ли рыночная система сигнал об этом изменении предприятиям и поставщикам ресурсов и подскажет ли им необходимость надлежащей корректировки производства?

Предположенное нами изменение во вкусах потребителей будет доведено до сведения производителей в результате увеличения спроса на велосипеды и снижения спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а цены на сигареты упадут. Если предположить, что до этих изменений в потребительском спросе обе отрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены на велосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, а более низкие цены на сигареты влекут за собой убытки для табачной индустрии. Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасль производителей велосипедов. А убытки со временем заставят фирмы покинуть попавшую в кризисное положение табачную промышленность.

Однако, как мы уже знаем, эти корректировки носят самоограничительный характер для обеих отраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до того момента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет к обратному процессу, к снижению цен , на них до уровня, при котором снова станет правилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигарет будет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложения снова не поднимет цены на .сигареты до уровня, при котором фирмы смогут получать нормальную прибыль. Или, в самом крайнем случае, фирмы, производящие сигареты, перестанут существовать. Решающим здесь является то обстоятельство, что эти процессы корректировку в частном секторе полностью соответствуют предположенным изменениям вкусов потребителей. Общество (то есть потребители) требует больше велосипедов и меньше сигарет, и именно это его требование удовлетворяется путем расширения производства велосипедов

и сокращения производства сигарет. Кстати, эти корректировочные процессы показывают на деле правильность концепции суверенитета потребителя.

Наш анализ строится на том предположении, что поставщики ресурсов приемлют эти корректировочные процессы. Подскажет ли рыночная система поставщикам ресурсов необходимость перераспределения людских и материальных ресурсов из отрасли, производящей сигареты, в отрасль, производящую велосипеды, чтобы позволить увеличить выпуск велосипедов за счет сокращения производства сигарет? Ответ: "Да".

Экономическая прибыль, которая сразу же возникает в результате повышения спроса на велосипеды, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других” сфер, где их применение не столь настоятельно требуется. Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве велосипедов поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спад производстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемся производстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства велосипедов означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для табачной промышленности, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из производства сигарет в производство велосипедов. А это, разумеется, именно то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства велосипедов и сокращение производства сигарет.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы,, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого измене' им ресурсных вен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному . плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

Такой же анализ, какой мы только что предприняли, показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям, например к изменениям в технологии и к изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

Важный постскриптум: наш анализ того, как рыночная система направляет ресурсы из менее важных в более важные сферы применения, объясняет, почему большинство экономистов возражает против длительного замораживания цен на продукты и ресурсы путем законодательных акций. Хотя. замораживание цен представляет собой весьма заманчивое средство обуздания инфляции, которое правительство время от времени пыталось применять в нашей экономике, подобное замораживание подрывает направляющую функцию цен и эвентуально препятствует осуществлению эффективного распределения (см. гл. 19).

Инициирование прогресса. Одно дело приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело — инициировать изменения, особенно желательные. Совместима ли рыночная система с совершенствованием технологии и накоплением капитала, то есть с взаимосвязанными изменениями, которые ведут к повышению производительности и к более высокому уровню материального благосостояния общества? На этот вопрос ответить нелегко. Здесь мы лишь кратко сформулируем ответ, не вдаваясь в подробности, подразумевающие ряд оговорок и модификаций (см. гл. 28).

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. Конкурентная рыночная система, очевидно, содержит стимулы для технического прогресса. Пионерное применение технологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены продукта, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет кара в виде убытков, а в перспективе и в виде банкротства.

Необходимо отметить, что снижение цены на продукт, которое технический прогресс делает возможным, обусловливает расширение инновационной отрасли. Такое расширение может быть следствием увеличения объема производства существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм,

соблазненных перспективой получения экономической прибыли, первоначально созданной техническим прогрессом. Это расширение отрасли, то есть переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства, есть вполне закономерный результат. Постоянное повышение эффективности использования редких ресурсов требует такого же постоянного перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства относительно менее эффективна, в отрасли, где она относительно более эффективна.

НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА. Однако технический прогресс, как правило, влечет за собой увеличение количества средств производства. Способна ли рыночная система обеспечить экономику средствами производства, на которых основывается технический прогресс? Конкретнее, может ли предприниматель, выступающий инноватором, получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс?

Очевидно, что предприниматель может их получить. Если общество "голосует долларами" за средства производства, рынок продуктов и ресурсный рынок среагирует на такое "голосование" производством средств производства. Иными словами, рыночная система принимает результаты "голосования долларами" в пользу как потребителей, так и средств производства. Но кто конкретно учитывает ''голоса" за средства производства? Прежде всего, предприниматель, который в качестве получателя дохода в виде прибыли может быть склонен выделить часть этого дохода на накопление средств производства. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными. Более того, предприниматели, уплачивая процент, могут заимствовать часть доходов домохозяйств и использовать эти заемные средства для мобилизации "долларовых голосов" в пользу производства все большего количества средств производства.