logo search
Экономикс Том 1

Рынки ресурсов и продуктов

 

На рисунке 3-2 представлен необходимый нам общий обзор проблемы. На верхней половине диаграммы дана картина ресурсного рынка. Здесь домохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности торгово-промышленные корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям(Для ваших целей на уровне данного анализа предприятия следует рассматривать просто как организационные схемы, то есть как институты на бумаге, в отличие от капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской способности, которые вселяют в них жизнь и делают их "действующими фирмами". )

 

Рисунок 3-2. Кругооборот ресурсов, продуктов дохода

 

Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке, показанном в верхней части диаграммы. Здесь предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства — в роли агентов предложения. Цены на готовые изделия и услуги формируются на рынке продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия в роли агентов предложения.

. Предприятия, конечно, предъявляют спрос на ресурсы, поскольку последние служат средством, с помощью которых фирмы производят товары и услуги. Взаимодействие спроса и предложения на огромное множество людских и материальных ресурсов устанавливает цену на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий, но одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процента и прибылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы.

Теперь обратимся к рынкам продуктов, показанным в нижней половине диаграммы. Денежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи ресурсов, как таковой, не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надевать на себя монеты и бумажные деньги. Поэтому в процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на бесчисленное множество товаров и услуг. Одновременно предприятия соединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимное воздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов (гл. 4). Заметьте также, что, с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров и услуг.

Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. Обратите внимание на то, что и домохозяйства, и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположных их сторонах. На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, то есть на стороне спроса, а домохозяйства, как владельцы ресурсов и поставщики, выступают продавцами, то есть на стороне предложения. На рынке продуктов они меняются позициями; домохозяйства, как потребители, оказываются в стане покупателей, то есть на стороне спроса, а предприятия находятся уже в лагере продавцов, то есть на стороне предложения. Вместе с тем каждая из этих групп экономических единиц и покупает и продает.

Далее, за этими сделками стоит призрак редкости. Поскольку домохозяйства располагают, лишь ограниченными ресурсами для снабжения ими предприятий, денежные доходы потребителей также ограниченны. Это означает, что доходу каждого потребителя, таким образом, устанавливается свой предел. Ограниченное количество долларов, очевидно, не позволяет приобрести все товары и услуги, которые потребитель пожелает купить. Равным образом, поскольку ресурсы редки, производство готовых товаров и услуг также ограниченно. Весь наш анализ пронизывает проблема редкости ресурсов и выбора решения.

Подведем итог. В монетарной экономической системе домохозяйства в качестве собственников ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны покупать ресурсы; их готовые изделия затем продаются домохозяйствам в обмен на потребительские расходы последних или, с точки зрения предприятий, в обмен на получаемую ими выручку. Конечным результатом этого процесса, служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов — по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными, причем они бесконечно повторяются.