Хеджеры и спекулянты
На фьючерсных рынках действуют два основных типа участников: хеджеры и спекулянты.
Хеджерыиспользуют рынок для минимизации ценовых рисков. Например, на рынке пшеницы хеджерами являются лица, чей основной бизнес связан с пшеницей; они её выращивают, перерабатывают, продают. Такие люди используют рынок, чтобы получить некоторую определённость относительно фактических цен, которые им будут предложены для купли или продажи пшеницы в будущем.
Фермер, которому придётся продавать пшеницу после сбора урожая, не знает, какой урожай он сумеет вырастить и собрать, и какую цену можно будет получить за пшеницу в момент продажи. Если он принимает решение минимизировать риск, ему надо продать некоторую часть урожая на фьючерсном рынке. Для этого фермер выдаёт обязательство поставить товар после сбора урожая. У пекаря или мукомола также может возникнуть желание гарантировать себе будущие поставки по известной цене. Для этого им надо купить пшеницу сегодня по определённой цене, назначенной на срок поставки.
Всё это означает, что фьючерсные рынки могли бы служить исключительно в интересах будущих поставщиков и будущих потребителей товаров, которые используют этот рынок для снижения уровня риска.
Но в действительности основная часть операций на фьючерсном рынке производится людьми, которые не видели пшеницу своими глазами ни разу в жизни, – это спекулянты.
Спекулянты– это люди, которые активно участвуют в рыночных операциях не в целях снижения риска, связанного с оборотом некоторого товара, а целях наживы. Спекулянты обещают продать пшеницу, которой у них сейчас нет, или купить пшеницу, которая им совсем не нужна. Он преследуют цель – получить прибыль при помощи риска.
Когда у кого-то, будь то хеджер или спекулянт, сложится впечатление, что наличная цена в некоторый будущий момент станет превышать фьючерсную цену, у него появится стимул купить на фьючерсном рынке пшеницу для поставки в этот самый момент. Если прогноз сбудется, то владелец фьючерса сможет немедленно перепродать пшеницу и получить прибыль. Если так будут считать многие, то на фьючерсных рынках возрастёт спрос, и соответственно возрастут фьючерсные цены. Аналогично, если многие сочтут, что наличные цены в некоторый момент будут ниже текущих фьючерсных цен, они начнут продавать фьючерсы, сбивая цену на них.
Для фьючерсной цены в любое время характерна одна особенность. Примерно одинаковое число людей полагает, что она выше или ниже будущей наличной цены. В связи с этим экономисты иногда говорят, что фьючерсная цена представляет рыночный прогноз наличных цен. Под рынком здесь подразумевается усреднённая точка зрения его участников.
Обеспечивают ли фьючерсы качественный прогноз? И да, и нет. Да, потому что фьючерсные цены не оказываются всё время ошибочными. Нет, потому что они могут значительно отличаться от фактических цен. Это главным образом отражает неопределённость рынка и изменчивость цен, что, собственно, и обусловило появление фьючерсных рынков.
Иными словами, в среднем фьючерсные цены не выше и не ниже прогнозируемых ими будущих наличных цен. Однако вокруг такого усреднения имеется сильная вариация значений. Это полностью соответствует теории эффективных рынков. То есть нельзя заработать, делая ставку на систематическое повышение или понижение наличных цен относительно фьючерсных цен. Выбрасывая свои деньги на рынок, спекулянты способствуют тому, чтобы фьючерсные цены отражали информацию, которая имеется относительно наличных цен в будущем.
Таким образом, всё в мире подвержено риску. Для большинства людей риск неприемлем, они противятся ему, и нет ничего удивительного в том, что созданы институты, которые позволяют снизить уровень риска при помощи его объединения, распределения и хеджирования.
Страховой рынок очень велик, и всё же многие риски данные механизмы не могут устранить. Нельзя застраховаться от ядерной войны или террористического акта, трудно купить облигации с безрисковым реальным доходом или гарантировать сохранение стабильных отношений в семье и высокий семейный бюджет, а также многое и многое другое.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. К какому типу потребителей относится основная часть населения: а) не расположена к риску; б) нейтрально относится к риску; в) любит рисковать; г) готова рисковать только ради высокой прибыли. 2. В каком случае имеет место объединение рисков: а) страхование автомобиля от гражданской ответственности; б) страхование имущества от пожара; в) страхование морского танкера; г) страхование здоровья олимпийского чемпиона. 3. В каком случае имеет место распределение рисков: а) продажа или покупка фьючерсного контракта; б) организация индивидуального предприятия; в) организация партнёрства; г) организация акционерного общества. 4. Долю средств, вложенных инвестором в рисковый актив, определяет: а) склонность инвестора к риску; б) степень риска по финансовому активу; в) разница в прибыли по рисковому и безрисковому активу; г) уровень развития средств производства. 5. Правило диверсификации гласит: а) нельзя класть все яйца в одну корзину; б) надо собрать как можно больше яиц; в) надо максимально увеличить число корзин; г) прежде чем собирать яйца, подумай о других интересных занятиях, например, о собирании грибов. 6. Фьючерсные контракты заключаются: а) на рынке компьютеров; б) на рынке сахара; в) на рынке кофе; г) на рынке косметических товаров. 7. Цель деятельности хеджеров на рынке: а) максимизация прибыли от коммерческой деятельности; б) минимизация риска от действий конкурентов; в) минимизации ценовых рисков; г) обеспечение деятельности своего предприятия необходимыми ресурсами. 8. Особенность фьючерсной цены состоит в том, что в любое время она: а) выше будущей наличной цены; б) ниже будущей наличной цены; в) примерно одинаковое число людей полагает, что она выше или ниже будущей наличной цены; г) даёт качественный прогноз будущей наличной цены. |
|
- Министерство образования и науки
- Экономическая теория
- Экономика
- Часть I. Общие основы
- Экономической теории
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории Что изучает экономическая теория
- Методы экономической теории
- Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика
- Глава 2. Экономические потребности и блага Сущность и виды потребностей людей
- Закон возвышения потребностей
- Сущность, полезность, ценность и классификация благ
- Экономический круговорот
- Натуральная и товарная системы хозяйствования
- Товар как специфическая форма экономического блага
- Деньги – развитая форма товарно-денежных отношений
- Сущность и функции денег
- Эволюция денег
- Глава 3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов Производство и функциональная экономическая система
- Понятие и виды экономических ресурсов
- Основное экономическое противоречие
- Переплетение, мобильность, взаимозаменяемость ресурсов
- Производственные возможности общества
- Альтернативные издержки и экономический выбор
- Закон убывающей отдачи
- Экономическая эффективность, ее понятие и измерение
- Глава 4. Экономические агенты. Собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов и их основные виды
- Собственность как экономическая категория
- Владение, пользование и распоряжение собственностью
- Виды собственности в современной экономике
- Формы хозяйствования
- Современные формы предпринимательства в России
- Глава 5. Экономические системы и их классификация Понятие, критерии и типы экономических систем
- Традиционная экономика – натуральное хозяйство
- Рыночная экономика – товарное хозяйство
- Чистый капитализм
- Формы рыночной экономики
- Командно-административная экономика и плановое хозяйство
- Смешанная экономика
- Модели социально-ориентированной рыночной экономики
- Выбор экономической системы
- Переходная экономика
- Экономическая система современной России
- Глава 6. Рыночная организация хозяйства Условия возникновения рынка
- Рыночная структура и виды рынков
- Функции рынка
- Кругооборот товаров и услуг
- Понятие и виды конкуренции
- Условия, формы и модели конкуренции
- Методы конкуренции
- Предпринимательские риски
- Эффективность рынка и функции государства
- Часть II. Микроэкономика
- Глава 7. Спрос и предложение Спрос и предложение как инструменты рынка
- Закон спроса и факторы, влияющие на спрос
- Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие
- Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса
- Эластичность предложения по цене
- Прикладное значение эластичности
- Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор
- Закон убывающей предельной полезности
- Условие равновесия потребителя
- Кривые безразличия
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 9. Предпринимательская деятельность и поведение производителей Сущность и условия предпринимательства
- Предприятие – основная структурная единица бизнеса
- Классификация предприятий по масштабу
- Цели деятельности предприятия и показатели эффективности его работы
- Особенности предпринимательской деятельности в России, факторы и перспективы развития
- Глава 10. Факторы производства.
- Теория предельной производительности
- Четыре фактора производства:
- Труд, капитал, земля, предпринимательство
- Труд – фактор производства, производительность и интенсивность труда
- Капитал – фактор производства, физический капитал
- Кругооборот и оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Износ основного капитала и амортизация
- Земля как фактор производства
- Производственная функция, предельная производительность факторов производства
- Закон убывающей отдачи
- Глава 11. Издержки производства Издержки бухгалтерские и экономические
- Издержки в краткосрочном периоде
- Максимизация прибыли
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Эффект масштаба
- Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Спрос на продукт совершенно конкурентного продавца
- Максимизация прибыли
- Определение объёма производства в краткосрочном периоде
- Определение объёма производства в долгосрочном периоде
- Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
- Чистая монополия
- Цена и объём производства монополиста
- Государственная политика в отношении монополий
- Монополистическая конкуренция
- Цена и объём производства монополистического конкурента
- Олигополия
- Теория олигополистического ценообразования
- Модель Курно
- Глава 14. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Спрос и предложение на рынках факторов производства
- Рынок труда и заработная плата
- Рынок капитала и процент
- Принцип дисконтирования
- Спрос на капитал и предложение капитала
- Рынок земельных ресурсов, земельная рента и цена земли
- Экономическая прибыль как факторный доход
- Глава 15. Факторы неопределенности
- В экономике
- Влияние фактора неопределенности на поведение людей,
- Индивидуальное отношение к риску
- Страховые рынки, предотвращение риска
- Объединение, независимость и распределение рисков
- Риск и капитал
- Эффективные рынки
- Хеджирование и рынки фьючерсов
- Хеджеры и спекулянты
- Глава 16. Экономическая безопасность Содержание экономической безопасности
- Структура экономической безопасности
- Внешние и внутренние угрозы
- Механизмы обеспечения
- Экономическая безопасность России
- Часть III. Макроэкономика
- Глава 17. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики
- Макроэкономические показатели
- Расчёт внп по расходам
- Расчёт внп по доходам
- Чистый национальный продукт
- Национальный доход
- Личный доход
- Личный располагаемый доход
- Номинальный и реальный внп
- Экономическое благосостояние
- Глава 18. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы
- Эволюция экономических циклов, причины средних циклических колебаний
- Большие циклы конъюнктуры
- Безработица, её измерение и виды
- «Полная занятость» и «естественный уровень» безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, регулирование уровня безработицы
- Инфляция, её сущность и измерение
- Виды инфляции
- Причины и механизм инфляции, инфляция спроса и инфляция предложения
- Последствия инфляции, антиинфляционная политика
- Глава 19. Равновесие совокупного спроса
- И совокупного предложения. Модель ad–as
- Макроэкономическое равновесие,
- Виды равновесия
- Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса
- Совокупное предложение, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения
- Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская
- Равновесный объём национального производства и равновесный уровень цен, изменение в равновесии
- Эффект храповика, последствия изменения совокупного предложения
- Глава 20. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике, теория мультипликатора Потребление и сбережения
- Инвестиции и их функциональная роль
- Теория мультипликатора
- Парадокс бережливости, рецессионный и инфляционный разрывы
- Глава 21. Денежный рынок Понятие и типы денежных систем
- История денежной единицы России
- Особенности денежной системы России
- Предложение денег
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3
- Виды кривых предложения денег
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен)
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке
- Модель денежного рынка
- Глава 22. Банковская система и кредитно–денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике
- Структура банковской системы
- Основные операции коммерческих банков
- Роль коммерческих банков
- Банковская прибыль
- Расширение денежного предложения
- Центральный банк и кредитно-денежная политика
- Глава 23. Рынок ценных бумаг Сущность и функции рынка ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Определение рыночного курса ценных бумаг
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг
- Фондовая биржа и её функции
- Биржевые операции
- Особенности рынка ценных бумаг в рф
- Глава 24. Государственный бюджет,
- Налоги и фискальная политика
- Государственный бюджет,
- Перераспределение национального дохода
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
- Дефицит бюджета и его причины
- Государственный долг
- Экономическая теория налогообложения
- Виды налогов и их классификация
- Ставки налогов
- Кривая Лаффера
- Функции налогов
- Фискальная политика
- Дискреционная фискальная политика
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Недискреционная фискальная политика
- Глава 25. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
- Различия во взглядах монетаристов и кейнсианцев на макроэкономическое равновесие
- Механизм кредитно-денежной и фискальной политики
- Базовые положения монетарной политики
- Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Кривая Филлипса и адаптивные ожидания
- Макроэкономическое равновесие в теории рациональных ожиданий
- Макроэкономическое регулирование в теории экономики предложения
- Глава 26. Теории экономического роста и экономического цикла Экономическое развитие и его показатели
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы
- Теории экономического роста
- Неоклассическое направление
- Кейнсианское направление
- Государственное регулирование экономического роста
- Структурные изменения в экономике
- Структурные кризисы
- Методы воздействия на экономическую структуру
- Межотраслевой баланс, прогнозирование взаимосвязи экономических процессов
- Глава 27. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития
- Интернационализация экономики
- Международное движение капиталов
- Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике
- Платёжный баланс страны
- Теория сравнительных преимуществ
- Инструменты торговой политики
- Внешнеторговая политика
- Международная валютная система
- Валютные курсы
- Паритет покупательной способности
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов
- Внимание
- Выпускникам школ и средне-специальных учебных заведений,
- А также специалистам без высшего образования пищевых
- И иных отраслей