logo
disk / экономика

Максимизация прибыли

Если принимать в расчёт только издержки, то наиболее выгодным для предприятия будет такой объём производства, при котором средние валовые издержки минимальны.

Таблица 11.2

Максимизация прибыли производителя

(гипотетические данные)

Объём

производства, тыс. ед.

Цена

реализации,

руб.

Валовые величины, тыс. руб.

Предельные

величины, руб.

Прибыль, тыс. руб.

доход

издержки

доход

издержки

Q

P

TR

TC

MR

MC

Y

0

170

0

120

1

170

170

190

170

70

-20

2

160

320

250

150

60

70

3

150

450

300

130

50

150

4

140

560

340

110

40

220

5

130

650

390

90

50

260

6

120

720

456

70

66

264

7

110

770

540

50

84

230

8

100

800

640

30

100

160

Но, чтобы решить, какой объём продукции следует производить, необходимо принять во внимание и цену реализации продукции, так как она непосредственно влияет на выручку (доход) производителя (табл. 11.2).

Предельный доход МR – это дополнительные доход, получаемый производителем от реализации ещё одной единицы продукции:

В определении стратегии фирмы по объёму выпуска продукции решающее значение имеет показатель предельных издержек, поскольку их величина может контролироваться непосредственно. Производство расширяется, если издержки на выпуск дополнительной единицы продукции меньше, чем дополнительный доход от реализации этой дополнительной единицы продукции. Иначе говоря, производство расширяется, когда предельные издержки – MCменьше, чем предельный доход – МR(1 ≤Q≤ 5 в табл. 11.2), и производство сокращается, когда предельные издержки выше, чем предельный доход (7 ≤Q≤ 8 в табл. 11.2). Условием максимизации прибыли производителя является равенство предельных издержек предельному доходу:

MC= МR

В табл. 11.2 максимальную прибыль обеспечивает объём производства в 6 тыс. ед. продукции.