Модель Курно
Предположим, что две фирмы (А и Б) производят однородный товар, и они знают кривую рыночного спроса на него. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать. Обе фирмы принимают свои решения одновременно и независимо друг от друга. Каждая фирма исходит из того, что её конкурент тоже принимает решения по объёму производства, и конечная цена будет зависеть от совокупного объёма производства. Условием модели является предположение о постоянном объёме производства конкурента, на основе чего принимается собственное решение по объёму выпуска.
Рис. 13.6
Оптимизация объёма производства фирмы А
в зависимости от объёма производства фирмы Б
Рассмотрим, как фирма А принимает решение по объёму производства (рис. 13.6).
Допустим, фирма А считает, что конкурент – фирма Б ничего производить не будет. Тогда кривая спроса на её продукцию совпадает с кривой рыночного спроса D(0), а предельный доход изображает кривая MR(0). Фирма А будет максимизировать прибыль при объёме 100 единиц, так как именно в этом случае предельный доход MR(0) сравняется с предельными издержками MC.
Если фирма А считает, что фирма Б выпускает 50 единиц, тогда кривая спроса фирмы А представляет собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц – D(50), ей соответствует кривая предельного дохода MR(50). В этом случае максимизация прибыли фирмы А достигается при объёме производства в 50 единиц, где MR(50) = MC.
Предположим, фирма А рассчитывает, что фирма Б будет производить 80 единиц, тогда новая кривая спроса фирмы А будет D(80). Теперь максимизирующий прибыль объём производства фирмы А равен 20, где MR(80) = MC.
Наконец, пусть фирма А полагает, что фирма Б производит 100 единиц, тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы А совпадут с осью абсцисс и пересекут кривую её предельных издержек на вертикальной оси. Если фирма А предполагает, что фирма Б будет производить 100 единиц, то она не будет выпускать продукцию.
Максимизирующий прибыль объём производства фирмы А изменяется в зависимости от изменения объёма производства фирмы Б. Многие экономисты утверждают, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменение цен или объёмов продаж, и критикуют модель Курно, которая допускает бездействие соперника.
В теории олигополистического ценообразования большое значение имели выводы американского экономиста Э. Чемберлина о взаимозависимости производителей. Когда продавцов немного и продукт стандартизован, олигополисты будут избегать действий, которые ухудшат положение всех в результате принятия ответных мер. Из взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина был очень важен для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без явного сговора, так как нет необходимости в формальных отношениях между олигополистами – действует сознательный параллелизм. Олигополии функционируют независимо, никаких соглашений между ними нет, но они не конкурируют друг с другом.
Следующим шагом в теории олигополистического ценообразования была модель ломаной кривой спроса П. Суизи, Р. Холла и С. Хитча. Они объясняют, почему фирмы олигополисты отказываются от частного понижения цен (рис. 13.7).
Рис. 13.7
Ломаная кривая спроса
Предположим, что в отрасли действуют две фирмы (А и Б) с примерно равным объёмом производства. Фирма А реализует продукцию по цене Р0в объёмеQ0(рис. 13.7–а). Возможны две ситуации.
Первый случай– фирма Б будет выравнивать свои цены в соответствии с изменением цены фирмы А. Тогда кривая спроса на продукцию фирмы А будет примерно выглядеть как D1. Наклон кривой показывает, что если фирма А повышает цену до Р1, то её продажи незначительно сокращаются доQ11. Это происходит за счёт других отраслей, а не за счёт конкурента Б, который последовал за фирмой А и тоже повысил цену. Соответственно понижение цены фирмой А до Р2незначительно увеличивает продажи доQ12за счёт других отраслей, а не за счёт конкурента Б, который последовал за фирмой А и тоже понизил цену.
Второй случай– фирма Б игнорирует изменение цен, производимые фирмой А. Тогда кривая спроса на продукцию фирмы А будет значительно более эластичной и примет вид D2. Если фирма А повысит цену до Р1, то её продажи значительно сократятся доQ21, так как покупатели станут приобретать продукцию у конкурента по более низким ценам. Соответственно понижение цены фирмой А до Р2существенно увеличивает продажи доQ22за счёт фирмы Б, которая сохранила высокую цену.
На практике, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счёт фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение с целью предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающую кривую спроса составляют сегменты D2E и ED1(рис. 13.7–а). Сотрём отрезки ED1 и D2E, тогда получим ломаную кривую спроса для данной отрасли D2ED1(рис. 13.7–б). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед любой из фирм, действующих в отрасли.
При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополисты исходят из следующего положения.
Более высокие прибыли в условиях олигополии обеспечивает проведение общей политики, а не разрозненные действия фирм, которые преследуют свои узкоэгоистические интересы.
В олигополистических отраслях действует тенденция коллективных решений, приближая ценовое поведение к чистой монополии. Фирмы стремятся создать такую систему связей, которая позволит координировать поведение фирм в общих интересах. Например, применяется лидерство в ценах. Изменения в справочных ценах объявляет определённая фирма, признанная лидером всеми остальными, которые следуют за ней в ценовой политике.
В модели Курно не отражается одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом: они снизят цены и объём производства вслед за ней. Однако конкурент может занять и активную позицию, то есть снизить цену ещё сильнее, и, таким образом, не допустить соперника на рынок.
«Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Каждая фирма предъявляет готовность держать более высокую цену при условии, что её конкурент поступит аналогичным образом. Даже если снизятся издержки, упадет спрос или произойдут ещё какие-нибудь события, которые позволят снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не станет продавать свою продукцию дешевле. Она будет опасаться, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны.
Повышение цен также непривлекательно для олигополистов, поскольку конкуренты не обязательно последуют этому примеру, что создаст угрозу прибыли.
Именно по этим причинам конкуренция в олигополистических отраслях носит неценовой характер.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Конкуренция считается несовершенной, если: а) на рынке присутствует неограниченное количество производителей; б) покупатель имеет возможность диктовать цены; в) производители выпускают дифференцированную продукцию; г) все фирмы производят одинаковую продукцию. 2. Для предприятия-монополиста характерно: а) завышение цен на выпускаемую продукцию; б) равенство предельного дохода и цены на продукцию фирмы; в) стремление к снижению производственных издержек; г) заинтересованность в развитии НТП 3. Особенность олигополии заключается в следующем: а) присутствие на рынке множества конкурентов; б) взаимная зависимость действий фирм-олигополистов в отношении цены и объёма производства; в) возможность фирм неограниченно повышать цены; г) жёсткий контроль и регулирование со стороны государства над объёмом производства и ценами. 4. Ломаная кривая спроса на продукцию фирм в условиях олигополии выражает стремление конкурентов: а) одновременно увеличивать цену на продукцию; б) одновременно снижать цену на продукцию; в) не изменять цену на свою продукцию ни при каких действиях других фирм в отношении цены и объёма производства; г) не изменять цену на свою продукцию, если другая фирма повышает цену, и следовать за фирмой, которая снижает цену на свою продукцию. 5. В долгосрочном периоде фирма на рынке монополистической конкуренции может реализовывать стратегию: а) безубыточности производства; б) максимизации прибыли; в) минимизации издержек; г) увеличения предельного дохода. 6. Эффективность монополистической конкуренции и выгода для потребителей заключается в том, что: а) дифференциация продукта удовлетворяет разнообразие потребностей; б) фирмы обеспечивают эффективный с точки зрения рынка объём производства; в) достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов; г) фирмы снижают цену на продукцию. |
|
- Министерство образования и науки
- Экономическая теория
- Экономика
- Часть I. Общие основы
- Экономической теории
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории Что изучает экономическая теория
- Методы экономической теории
- Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика
- Глава 2. Экономические потребности и блага Сущность и виды потребностей людей
- Закон возвышения потребностей
- Сущность, полезность, ценность и классификация благ
- Экономический круговорот
- Натуральная и товарная системы хозяйствования
- Товар как специфическая форма экономического блага
- Деньги – развитая форма товарно-денежных отношений
- Сущность и функции денег
- Эволюция денег
- Глава 3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов Производство и функциональная экономическая система
- Понятие и виды экономических ресурсов
- Основное экономическое противоречие
- Переплетение, мобильность, взаимозаменяемость ресурсов
- Производственные возможности общества
- Альтернативные издержки и экономический выбор
- Закон убывающей отдачи
- Экономическая эффективность, ее понятие и измерение
- Глава 4. Экономические агенты. Собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов и их основные виды
- Собственность как экономическая категория
- Владение, пользование и распоряжение собственностью
- Виды собственности в современной экономике
- Формы хозяйствования
- Современные формы предпринимательства в России
- Глава 5. Экономические системы и их классификация Понятие, критерии и типы экономических систем
- Традиционная экономика – натуральное хозяйство
- Рыночная экономика – товарное хозяйство
- Чистый капитализм
- Формы рыночной экономики
- Командно-административная экономика и плановое хозяйство
- Смешанная экономика
- Модели социально-ориентированной рыночной экономики
- Выбор экономической системы
- Переходная экономика
- Экономическая система современной России
- Глава 6. Рыночная организация хозяйства Условия возникновения рынка
- Рыночная структура и виды рынков
- Функции рынка
- Кругооборот товаров и услуг
- Понятие и виды конкуренции
- Условия, формы и модели конкуренции
- Методы конкуренции
- Предпринимательские риски
- Эффективность рынка и функции государства
- Часть II. Микроэкономика
- Глава 7. Спрос и предложение Спрос и предложение как инструменты рынка
- Закон спроса и факторы, влияющие на спрос
- Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие
- Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса
- Эластичность предложения по цене
- Прикладное значение эластичности
- Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор
- Закон убывающей предельной полезности
- Условие равновесия потребителя
- Кривые безразличия
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 9. Предпринимательская деятельность и поведение производителей Сущность и условия предпринимательства
- Предприятие – основная структурная единица бизнеса
- Классификация предприятий по масштабу
- Цели деятельности предприятия и показатели эффективности его работы
- Особенности предпринимательской деятельности в России, факторы и перспективы развития
- Глава 10. Факторы производства.
- Теория предельной производительности
- Четыре фактора производства:
- Труд, капитал, земля, предпринимательство
- Труд – фактор производства, производительность и интенсивность труда
- Капитал – фактор производства, физический капитал
- Кругооборот и оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Износ основного капитала и амортизация
- Земля как фактор производства
- Производственная функция, предельная производительность факторов производства
- Закон убывающей отдачи
- Глава 11. Издержки производства Издержки бухгалтерские и экономические
- Издержки в краткосрочном периоде
- Максимизация прибыли
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Эффект масштаба
- Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Спрос на продукт совершенно конкурентного продавца
- Максимизация прибыли
- Определение объёма производства в краткосрочном периоде
- Определение объёма производства в долгосрочном периоде
- Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
- Чистая монополия
- Цена и объём производства монополиста
- Государственная политика в отношении монополий
- Монополистическая конкуренция
- Цена и объём производства монополистического конкурента
- Олигополия
- Теория олигополистического ценообразования
- Модель Курно
- Глава 14. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Спрос и предложение на рынках факторов производства
- Рынок труда и заработная плата
- Рынок капитала и процент
- Принцип дисконтирования
- Спрос на капитал и предложение капитала
- Рынок земельных ресурсов, земельная рента и цена земли
- Экономическая прибыль как факторный доход
- Глава 15. Факторы неопределенности
- В экономике
- Влияние фактора неопределенности на поведение людей,
- Индивидуальное отношение к риску
- Страховые рынки, предотвращение риска
- Объединение, независимость и распределение рисков
- Риск и капитал
- Эффективные рынки
- Хеджирование и рынки фьючерсов
- Хеджеры и спекулянты
- Глава 16. Экономическая безопасность Содержание экономической безопасности
- Структура экономической безопасности
- Внешние и внутренние угрозы
- Механизмы обеспечения
- Экономическая безопасность России
- Часть III. Макроэкономика
- Глава 17. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики
- Макроэкономические показатели
- Расчёт внп по расходам
- Расчёт внп по доходам
- Чистый национальный продукт
- Национальный доход
- Личный доход
- Личный располагаемый доход
- Номинальный и реальный внп
- Экономическое благосостояние
- Глава 18. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы
- Эволюция экономических циклов, причины средних циклических колебаний
- Большие циклы конъюнктуры
- Безработица, её измерение и виды
- «Полная занятость» и «естественный уровень» безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, регулирование уровня безработицы
- Инфляция, её сущность и измерение
- Виды инфляции
- Причины и механизм инфляции, инфляция спроса и инфляция предложения
- Последствия инфляции, антиинфляционная политика
- Глава 19. Равновесие совокупного спроса
- И совокупного предложения. Модель ad–as
- Макроэкономическое равновесие,
- Виды равновесия
- Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса
- Совокупное предложение, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения
- Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская
- Равновесный объём национального производства и равновесный уровень цен, изменение в равновесии
- Эффект храповика, последствия изменения совокупного предложения
- Глава 20. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике, теория мультипликатора Потребление и сбережения
- Инвестиции и их функциональная роль
- Теория мультипликатора
- Парадокс бережливости, рецессионный и инфляционный разрывы
- Глава 21. Денежный рынок Понятие и типы денежных систем
- История денежной единицы России
- Особенности денежной системы России
- Предложение денег
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3
- Виды кривых предложения денег
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен)
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке
- Модель денежного рынка
- Глава 22. Банковская система и кредитно–денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике
- Структура банковской системы
- Основные операции коммерческих банков
- Роль коммерческих банков
- Банковская прибыль
- Расширение денежного предложения
- Центральный банк и кредитно-денежная политика
- Глава 23. Рынок ценных бумаг Сущность и функции рынка ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Определение рыночного курса ценных бумаг
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг
- Фондовая биржа и её функции
- Биржевые операции
- Особенности рынка ценных бумаг в рф
- Глава 24. Государственный бюджет,
- Налоги и фискальная политика
- Государственный бюджет,
- Перераспределение национального дохода
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
- Дефицит бюджета и его причины
- Государственный долг
- Экономическая теория налогообложения
- Виды налогов и их классификация
- Ставки налогов
- Кривая Лаффера
- Функции налогов
- Фискальная политика
- Дискреционная фискальная политика
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Недискреционная фискальная политика
- Глава 25. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
- Различия во взглядах монетаристов и кейнсианцев на макроэкономическое равновесие
- Механизм кредитно-денежной и фискальной политики
- Базовые положения монетарной политики
- Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Кривая Филлипса и адаптивные ожидания
- Макроэкономическое равновесие в теории рациональных ожиданий
- Макроэкономическое регулирование в теории экономики предложения
- Глава 26. Теории экономического роста и экономического цикла Экономическое развитие и его показатели
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы
- Теории экономического роста
- Неоклассическое направление
- Кейнсианское направление
- Государственное регулирование экономического роста
- Структурные изменения в экономике
- Структурные кризисы
- Методы воздействия на экономическую структуру
- Межотраслевой баланс, прогнозирование взаимосвязи экономических процессов
- Глава 27. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития
- Интернационализация экономики
- Международное движение капиталов
- Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике
- Платёжный баланс страны
- Теория сравнительных преимуществ
- Инструменты торговой политики
- Внешнеторговая политика
- Международная валютная система
- Валютные курсы
- Паритет покупательной способности
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов
- Внимание
- Выпускникам школ и средне-специальных учебных заведений,
- А также специалистам без высшего образования пищевых
- И иных отраслей