logo
disk / экономика

Модель Курно

Предположим, что две фирмы (А и Б) производят однородный товар, и они знают кривую рыночного спроса на него. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать. Обе фирмы принимают свои решения одновременно и независимо друг от друга. Каждая фирма исходит из того, что её конкурент тоже принимает решения по объёму производства, и конечная цена будет зависеть от совокупного объёма производства. Условием модели является предположение о постоянном объёме производства конкурента, на основе чего принимается собственное решение по объёму выпуска.

Рис. 13.6

Оптимизация объёма производства фирмы А

в зависимости от объёма производства фирмы Б

Рассмотрим, как фирма А принимает решение по объёму производства (рис. 13.6).

Допустим, фирма А считает, что конкурент – фирма Б ничего производить не будет. Тогда кривая спроса на её продукцию совпадает с кривой рыночного спроса D(0), а предельный доход изображает кривая MR(0). Фирма А будет максимизировать прибыль при объёме 100 единиц, так как именно в этом случае предельный доход MR(0) сравняется с предельными издержками MC.

Если фирма А считает, что фирма Б выпускает 50 единиц, тогда кривая спроса фирмы А представляет собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц – D(50), ей соответствует кривая предельного дохода MR(50). В этом случае максимизация прибыли фирмы А достигается при объёме производства в 50 единиц, где MR(50) = MC.

Предположим, фирма А рассчитывает, что фирма Б будет производить 80 единиц, тогда новая кривая спроса фирмы А будет D(80). Теперь максимизирующий прибыль объём производства фирмы А равен 20, где MR(80) = MC.

Наконец, пусть фирма А полагает, что фирма Б производит 100 единиц, тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы А совпадут с осью абсцисс и пересекут кривую её предельных издержек на вертикальной оси. Если фирма А предполагает, что фирма Б будет производить 100 единиц, то она не будет выпускать продукцию.

Максимизирующий прибыль объём производства фирмы А изменяется в зависимости от изменения объёма производства фирмы Б. Многие экономисты утверждают, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменение цен или объёмов продаж, и критикуют модель Курно, которая допускает бездействие соперника.

В теории олигополистического ценообразования большое значение имели выводы американского экономиста Э. Чемберлина о взаимозависимости производителей. Когда продавцов немного и продукт стандартизован, олигополисты будут избегать действий, которые ухудшат положение всех в результате принятия ответных мер. Из взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина был очень важен для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без явного сговора, так как нет необходимости в формальных отношениях между олигополистами – действует сознательный параллелизм. Олигополии функционируют независимо, никаких соглашений между ними нет, но они не конкурируют друг с другом.

Следующим шагом в теории олигополистического ценообразования была модель ломаной кривой спроса П. Суизи, Р. Холла и С. Хитча. Они объясняют, почему фирмы олигополисты отказываются от частного понижения цен (рис. 13.7).

Рис. 13.7

Ломаная кривая спроса

Предположим, что в отрасли действуют две фирмы (А и Б) с примерно равным объёмом производства. Фирма А реализует продукцию по цене Р0в объёмеQ0(рис. 13.7–а). Возможны две ситуации.

Первый случай– фирма Б будет выравнивать свои цены в соответствии с изменением цены фирмы А. Тогда кривая спроса на продукцию фирмы А будет примерно выглядеть как D1. Наклон кривой показывает, что если фирма А повышает цену до Р1, то её продажи незначительно сокращаются доQ11. Это происходит за счёт других отраслей, а не за счёт конкурента Б, который последовал за фирмой А и тоже повысил цену. Соответственно понижение цены фирмой А до Р2незначительно увеличивает продажи доQ12за счёт других отраслей, а не за счёт конкурента Б, который последовал за фирмой А и тоже понизил цену.

Второй случай– фирма Б игнорирует изменение цен, производимые фирмой А. Тогда кривая спроса на продукцию фирмы А будет значительно более эластичной и примет вид D2. Если фирма А повысит цену до Р1, то её продажи значительно сократятся доQ21, так как покупатели станут приобретать продукцию у конкурента по более низким ценам. Соответственно понижение цены фирмой А до Р2существенно увеличивает продажи доQ22за счёт фирмы Б, которая сохранила высокую цену.

На практике, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счёт фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение с целью предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающую кривую спроса составляют сегменты D2E и ED1(рис. 13.7–а). Сотрём отрезки ED1 и D2E, тогда получим ломаную кривую спроса для данной отрасли D2ED1(рис. 13.7–б). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед любой из фирм, действующих в отрасли.

При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополисты исходят из следующего положения.

Более высокие прибыли в условиях олигополии обеспечивает проведение общей политики, а не разрозненные действия фирм, которые преследуют свои узкоэгоистические интересы.

В олигополистических отраслях действует тенденция коллективных решений, приближая ценовое поведение к чистой монополии. Фирмы стремятся создать такую систему связей, которая позволит координировать поведение фирм в общих интересах. Например, применяется лидерство в ценах. Изменения в справочных ценах объявляет определённая фирма, признанная лидером всеми остальными, которые следуют за ней в ценовой политике.

В модели Курно не отражается одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом: они снизят цены и объём производства вслед за ней. Однако конкурент может занять и активную позицию, то есть снизить цену ещё сильнее, и, таким образом, не допустить соперника на рынок.

«Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Каждая фирма предъявляет готовность держать более высокую цену при условии, что её конкурент поступит аналогичным образом. Даже если снизятся издержки, упадет спрос или произойдут ещё какие-нибудь события, которые позволят снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не станет продавать свою продукцию дешевле. Она будет опасаться, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны.

Повышение цен также непривлекательно для олигополистов, поскольку конкуренты не обязательно последуют этому примеру, что создаст угрозу прибыли.

Именно по этим причинам конкуренция в олигополистических отраслях носит неценовой характер.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Какую конкуренцию называют несовершенной?

  2. Какие выделяют модели несовершенной конкуренции?

  3. В чём причина возникновения и функционирования монополий?

  4. Является ли монополии благом для общества?

  5. Как государство реагирует на существование и развитие монополий?

  6. Какие барьеры могут препятствовать вступлению в олигополистическую отрасль?

  7. В чём заключаются особенности положения на рынке фирмы, действующей в условиях олигополии?

  8. Какие действия олигополистов называют сознательным параллелилизмом?

  9. В чём выражаются отличия рынка монополистической конкуренции от рынка совершенной конкуренции?

  10. Приведите примеры отраслей, где действует монополистическая конкуренция.

  11. Какие стратегии может реализовывать фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Конкуренция считается несовершенной, если:

а) на рынке присутствует неограниченное количество производителей;

б) покупатель имеет возможность диктовать цены;

в) производители выпускают дифференцированную продукцию;

г) все фирмы производят одинаковую продукцию.

2. Для предприятия-монополиста характерно:

а) завышение цен на выпускаемую продукцию;

б) равенство предельного дохода и цены на продукцию фирмы;

в) стремление к снижению производственных издержек;

г) заинтересованность в развитии НТП

3. Особенность олигополии заключается в следующем:

а) присутствие на рынке множества конкурентов;

б) взаимная зависимость действий фирм-олигополистов в отношении цены и объёма производства;

в) возможность фирм неограниченно повышать цены;

г) жёсткий контроль и регулирование со стороны государства над объёмом производства и ценами.

4. Ломаная кривая спроса на продукцию фирм в условиях олигополии выражает стремление конкурентов:

а) одновременно увеличивать цену на продукцию;

б) одновременно снижать цену на продукцию;

в) не изменять цену на свою продукцию ни при каких действиях других фирм в отношении цены и объёма производства;

г) не изменять цену на свою продукцию, если другая фирма повышает цену, и следовать за фирмой, которая снижает цену на свою продукцию.

5. В долгосрочном периоде фирма на рынке монополистической конкуренции может реализовывать стратегию:

а) безубыточности производства;

б) максимизации прибыли;

в) минимизации издержек;

г) увеличения предельного дохода.

6. Эффективность монополистической конкуренции и выгода для потребителей заключается в том, что:

а) дифференциация продукта удовлетворяет разнообразие потребностей;

б) фирмы обеспечивают эффективный с точки зрения рынка объём производства;

в) достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов;

г) фирмы снижают цену на продукцию.