logo
disk / экономика

Сущность, полезность, ценность и классификация благ

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребно­сти, называются благами.

Это значит, что блага являются носителями свойства, которое называется полезностью. Полезные свойства вещей производители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному.

Изготови­тели продуктов в первую очередь применяют объективную оцен­ку их вещественных свойств, которые позволяют получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество со­держащегося в ней извлекаемого железа и других компонентов, в молоке – наличие определенного количества жира, белка, мо­лочного сахара, витаминов и т.д. Если в продуктах возрастает количество полезных ве­ществ, это повышает их качество, а тем самым увеличивает полезность этих продуктов.

Потребители часто придерживаются субъективных оценок пользы материаль­ных благ, пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на продукты с точки зрения личных запро­сов, вкусов и предпочтений. Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и от объема их потребления.

Полезность – это все, что удовлетворяет любые действительные потребности.

Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные и нематериальные.

Мате­риальные благасостоят из полезных материальных вещей и всех прав на них. Так, они вклю­чают естественные дары природы, продукты сельского хозяйства, промышленности, ценные бумаги, патентные и авторские права и т.п. Возмож­ность путешествовать, посещать музеи, заниматься искусством, спортом представляет собой воплощение материаль­ных удобств.

Нематериальные благачеловека распадаются на две группы. К первой относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессионализм или способность получать удовольствие от чтения и музыки. Эти блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу входят внешние блага. Это отношения, полезные (благотворные) одновременно и для самого человека, и для окружающих людей. Например, деловые связи, репу­тация, владение информацией, гражданские привилегии и права.

Блага могут быть передаваемыми и непереда­ваемыми.

Передаваемые блага– это материальные блага, на которые распространяются права собственности.

Непередаваемые блага– это нематериальные блага, как внутренние, так и внешние блага человека, а также материальные блага, которые потребляются всем обществом, например, благоприятные климатические условия, дневной свет, воздух, возможность исполь­зования общественной собственности (шоссейные дороги, уличный свет, охрана общественного порядка).

Одними благами общество распоряжается в неограниченном количестве, например, воздухом. Эти блага никем не присвоены, и они доставляются природой без усилий. В таком случае их называют даровыми, или неэкономическимиблагами. Другие блага существуют в ограниченном количестве, за ними закреплено право частной или государственной собственности, в таком случае их называютэкономиче­скимиблагами.