logo
disk / экономика

Страховые рынки, предотвращение риска

Многочисленные свидетельства говорят в пользу того, что основная часть населения, принимая важные решения, избегает риска. Страхование является важным способом, к которому прибегают люди и фирмы для его снижения. Допустим, кто-то опасается потерять автомобиль в результате кражи, тогда он может заплатить страховой компании определённую сумму страховой премии в обмен на страховой полис. Полис обяжет компанию выплатить клиенту нужную сумму на покупку нового автомобиля, если его собственный украдут. Человек освободился от бремени риска, однако ему пришлось заплатить деньги, чтобы переложить этот риск на страховую компанию.

Каким образом страховые компании могут возместить все свои издержки и продолжать продажу полисов по ценам, приемлемым для их покупателей?

Первый, но далеко неполный ответ начинается с того факта, что большинство потребителей являются противниками риска. Чтобы изучить страховой аспект этой проблемы, предположим, что владельцу автомобиля в случае кражи придется истратить на его замену (покупку) 100 тыс. рублей; вероятность того, что автомобиль будет угнан в течение года 1/20. Без страховки его средние, или ожидаемые, потери в результате кражи составят 5 тыс. рублей (100 тыс. руб. / 20). Сколько данному владельцу нужно заплатить за страхование автомобиля от угона, чтобы этот риск был исключен?

Допустим, владелец автомобиля нейтрален в отношении риска. Это значит, что его волнуют только средние выгоды или потери, поэтому он не заплатит за страхование автомобиля от угона более 5 тыс. рублей, которые составляют средние потери без страховки.

Какой в этом случае должна быть позиция страховой компании? Если она согласится возместить данному владельцу стоимость угнанного автомобиля, её средние выплаты составят 5 тыс. рублей, следовательно, минимальная цена полиса и должна составлять 5 тыс. рублей. Но у компании есть также другие виды издержек: необходимо выписывать полис, следить за платежами, проверять сам факт угона и т. д. Если предельные издержки страховой компании по одному полису составляют, например, 1 тыс. рублей, то стоимость страховки для данного владельца автомобиля должна быть не меньше, чем 6 тыс. рублей.

Если владелец автомобиля нейтрален к риску, он не захочет столько платить и не станет покупать страховку. Когда владелец автомобиля, как и большинство потребителей, является противником риска, он готов заплатить более 5 тыс. рублей, чтобы избавиться от риска угона автомобиля. Если он избегает риска в достаточной степени, он будет готов заплатить не более 6 тыс. рублей и тем самым иметь дело со страховой компанией. Следовательно, являясь противниками риска, люди приобретают страховку по ставкам, которые позволяют страховым компаниям возмещать свои издержки. Однако такой ответ не будет полным.

Владельцы страховой компании также могут оказаться противниками риска. Почему в этом случае они готовы принять только 5–6 тыс. рублей, из которых 1 тыс. рублей составляют издержки компании, и взять на себя риск угона автомобиля, если его собственник готов заплатить до 6 тыс. рублей, чтобы избавиться от риска? Ответ на этот вопрос лежит в природе механизма объединения рисков.