logo
disk / экономика

Классификация предприятий по масштабу

Предприятия можно классифицировать по формам собственности на капитал и по степени концентрации производства и капитала, то есть по тому, кто владеет предприятием и по его масштабу. Первый критерий рассматривался в главе 4.

По масштабу выделяют мелкие, средние и крупные предприятия. Основными типологическими параметрами предприятий выступают численность работников или годовой оборот капитала. Как правило, предприятия с численностью работников до 100 человек относят к категории мелких предприятий, от 100 до 500 – средние, свыше 500 человек – крупные, и особо крупные – с числом занятых более 1000 человек.

Критерий численности персонала довольно условный, так как предприятия с высокими технологиями даже при небольшом числе работающих могут обеспечивать значительный объём выпуска продукции. При определении масштаба производства всё чаще применяют показатель годового оборота капитала. Так, в нашей стране к малым предприятиям относят предприятия с годовым оборотом до 5 млн. руб.

Мелкие и средние предприятия в развитых странах составляют более 90% всего бизнеса, но производят они менее 50% продукции и услуг. Мелкие предприятия широко распространены в сфере услуг и торговле, часто они выступают как розничные продавцы продукции крупных фирм. Целесообразно использовать небольшие предприятия при разработке и внедрении венчурных проектов, степень риска которых высокая, но и потенциальные доходы тоже высокие.

По статистике около 50% процентов мелких предприятий покидают бизнес в течение первых пяти лет после своего создания. В чём же тогда привлекательность мелкого бизнеса, несмотря на неустойчивость и риск? Во-первых, организация небольшого предприятия не требует первоначально больших затрат; во-вторых, не нужен сложный аппарат управления; в-третьих, сама по себе организация бизнеса даёт предпринимателю самостоятельность и чувство хозяина. Наконец, предприятия с незначительным капиталом не могут наладить производство, основанное на сложных технологиях, поэтому они используют труд большого числа работников невысокой квалификации, обеспечивая, таким образом, рабочие места.

В чём роль средних предприятий в экономике? Во-первых, они выступают, как конкурентная сила для крупного бизнеса; во-вторых, имеют тенденцию к монополизации; в-третьих, представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов.

Крупный бизнес, представленный корпорациями, – это основа экономики, он определяет общую экономическую ситуацию в стране и мире. Парадокс заключается в том, что рынок обеспечивает свободу, а корпорация ограничивает её, так как любая сложно организованная структура предполагает наличие административной иерархии, контроля и планирования. Баланс достигается эмпирическим путём при постоянном сопоставлении трансакционных затрат от использования механизма рыночного ценообразования и административного контроля. Предприниматель всегда экспериментирует с большим или меньшим объёмом контроля, и таким образом равновесие сохраняется. Это позволяет прояснить отношения между инициативой, предприимчивостью и управлением. Инициатива означает предвидение и действует через механизм цен, через заключение новых контрактов. Управление просто реагирует на изменения цен.

Рост масштаба предприятия ограничивает:

Кроме того, оптимальный размер предприятия зависит от отрасли, технологии, а также от степени интеграции.

Фирмы, включающие большое число предприятий, могут объединяться, или интегрироваться, по «горизонтали», «вертикали» и по типу конгломерата.

Горизонтальная централизация капитала представляет объединение предприятий в одной отрасли, которые занимаются одним и тем же бизнесом. Например, фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли, – образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на одной стадии производства.

Вертикальное комбинирование– это владение предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Например, производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях – цехами по изготовлению металлоконструкций.

Конгломератыохватывают группы предприятий, отражающих название фирмы. Они действуют через посредство своих дочерних предприятий на широкомасштабной основе в таких самых разнообразных областях, как, например, производство продуктов питания, предоставление страховых и юридических услуг.

Диверсификацияотражает процесс отхода фирмы от традиционной специализации и проникновение в другие отрасли, чтобы изыскать выгодные сферы для умножения своих капиталов. Централизация и диверсификация развиваются, как показывает опыт зарубежных стран, в таких отраслях, как электроника, химические производства, автомобиле- и станкостроение, пищевая, текстильная, лесная и др.