logo
disk / экономика

Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике

Внешняя торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Внешняя торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее долю приходится до 80% всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля создает благоприятные условия для роста мирового производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% роста объёма мировой торговли. Сбои в торговле замедляют и развитие производства.

Меру участия национального хозяйства в международной торговле характеризует индекс товарности (ТИ), который показывает долю экспортируемых (ЕХ) и импортируемых (IM) товаров и услуг в валовом внутреннем продукте:

%

Механизм воздействия экспорта на экономический рост характеризуется мультипликативным эффектом экспорта (МЕХ). Мультипликатор умножает воздействие прироста экспорта (ЕХ) на увеличение объема ВВП:

ВВП = МЕХЕХ

Экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и повышает расход заработной платы работников экспортной отрасли производства. Доходы этой отрасли поступают в смежные отрасли, где возрастает выпуск средств производства для экспортных отраслей и предметов потребления для работников экспортных предприятий. Средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в сопряженные с ними предприятия третьего эшелона и т. д.

Общий положительный эффект расширения экспорта таков:

Импорт даёт отрицательный мультипликативный эффект. Результат внешней торговли определяется обобщающим показателем «нетто-экспорт»

NEX = EX – IM