logo
disk / экономика

Дефицит бюджета и его причины

Анализ структуры бюджета позволяет заключить, что государственный бюджет является финансовым планом, который сопоставляет ожидаемые расходы и доходы государства.

Сбалансированный бюджетотражает ситуацию, когда доходы и расходы государственного бюджета равны.

Профицит бюджета – это несбалансированный бюджет, в котором доходы бюджета превышают его расходы.

Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами – бюджетный дефицит. Причин тому множество, но важнейшее значение имеет постоянное возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численности государственного аппарата и т. д.

Бюджетный дефицит– это денежная сумма, на которую за данный статистический период расходы бюджета государства превосходят его доходы.

Разница между совокупными расходами и поступлениями в течение определенного периода времени определяется тремя основными факторами:

Дефицит бюджета может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств – войны, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обычных резервов для реализации государственных функций недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таком случае бюджетный дефицит нежелательное, но неизбежное явление.

Есть другая, наиболее опасная форма бюджетного дефицита, когда он отражает кризисные явления в экономике, её развал, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Здесь, кроме экономических мер, необходимо принимать политические решения.

Нормальным считается дефицит бюджета, соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП.

Дефицит государственного бюджета можно определить следующим образом:

внутренние поступления

+

кредиты из-за рубежа

Бюджетный дефицит =

+

помощь и безвозмездные поступления из-за рубежа

государственные расходы на товары и услуги,

трансфертные платежи

и кредиты за рубеж

От способа финансирования бюджетного дефицита в большой степени зависит, какое влияние дефицит оказывает на экономику. Различают внутренние и внешние финансирования дефицита.

До последнего времени ресурсы внешнего финансирования бюджетного дефицита были ограничены. Но, по мере того, как внешние займы становятся более доступными, а дефициты – большими по размерам, а также в связи с тем, что во многих странах начали вводить лимит налогообложения, вызванный политическими или иными причинами, внешнее финансирование стало обычным.

Бездефицитность бюджета ещё не означает «здоровья» экономики. Вместе с тем, любое государство стремится, если не покрыть полностью, то хотя бы частично уменьшить дефицит бюджета. Ведь бюджетный дефицит всё-таки относится к негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые, однако, представляют неотъемлемые элементы рыночной экономической системы.

В основе хронической дефицитности государственных бюджетов лежит множество причин. К их числу относятся уже отмеченные выше структурные факторы, обусловленные резким расширением экономических и социальных функций государства, что влечёт за собой увеличение его расходов на эти цели. Динамика бюджетных дефицитов отражает также текущие колебания конъюнктуры, периодические спады и подъёмы производства.

В периоды циклических кризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды, а также для сохранения объёма инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственное значение.

Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых, промышленных и др. компаний.

Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала.

Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета. Размещение государственной задолженности в частном секторе способствует, с одной стороны, – дальнейшему увеличению бюджетных расходов, а с другой стороны, – росту частных доходов.

Государственные займы могут выпускаться на различные сроки:

Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет далеко не второстепенное значение для управления государственным долгом. В условиях быстрого инфляционного обесценивания денег инвесторы избегают вкладывать свои средства в долгосрочные правительственные обязательства. Кредиторы предпочитают краткосрочные казначейские обязательства, которые меньше связаны с риском обесценивания под влиянием инфляционных процессов.

В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности. С этой целью они могут поменять свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги.

Казначейство также может выкупить свои краткосрочные обязательства за счёт выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент. Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовое положение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возрастанием в конечном счете общей суммы задолженности.

Используя сложный механизм управления государственным долгом, казначейства могут привлекать огромные финансовые ресурсы для покрытия бюджетных дефицитов. Однако целью государственного финансового регулирования является не только достижение сбалансированности бюджета. К их числу относится осуществление антициклической политики, регулирование занятости, общего уровня платежеспособного спроса и деловой активности в целом.

В условиях недостаточного спроса и понижения общего уровня экономической активности осуществляются меры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов. Форсирование государственных расходов увеличивает общий объём совокупного спроса.

Понижение налогов создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений, особенно средних и мелких компаний. При этом увеличение государственных расходов при снижении налогов неизбежно ведёт к росту дефицитности государственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.

Возникновение таких излишков расходов над доходами получило название активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности, получили названиепассивных дефицитов.

Некоторые экономисты выступают за принятие циклически сбалансированного бюджета. Это предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, не следует стремиться к ежегодному балансу бюджета. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.

В чём же смысл этой концепции? Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе следующего инфляционного подъёма необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. На этой основе формируется положительное сальдо бюджета для покрытия федерального долга, который образуется в период спада.

Таким образом, фискальные действия представляют положительную антициклическую силу, и правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодно, а за несколько лет.

Проблема этой концепции состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле неодинаковы по степени и продолжительности. Поэтому задача стабилизации иногда вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. К примеру, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада и незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, поэтому она может повлечь за собой рост государственного долга.