logo
disk / экономика

Методы конкуренции

Конкуренция терминологически и содержательно характеризует соревновательный процесс. Очевидно, что в таком соревновании могут применяться различные приёмы и средства. С этой точки зрения выделяют методы ведения конкурентной борьбы.

Ценовая конкуренциябазируется на маневрировании ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В зависимости от ситуации и степени прочности своего дела конкурент может назначить монопольно высокую цену, которая приносит ему большую прибыль, или временно назначить монопольно низкую цену с тем, чтобы вытеснить с рынка менее могущественного конкурента.

Цена «снятия сливок» используется, когда на рынке появляется какая-то ниша, где производитель может временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых продуктов.

Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке.

Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми, которые устанавливает ведущая фирма.

Неценовая конкуренцияиспользует средства, которые не имеют непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся: улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок, упаковка, послепродажное обслуживание, система доставки и т. п. Все эти факторы могут существенно влиять на объём продаж, а, следовательно, на прибыли производителей, тем самым упрочивая или ослабляя его позиции на рынке.

Добросовестная конкуренциясоблюдает правовые и этические нормы взаимоотношений с партнёрами.

Недобросовестная конкуренцияне ограничивает себя рамками закона и морали. При этом фирмы могут подкупать работников конкурента, переманивать специалистов, вести технический шпионаж, использовать ложную рекламу, чужие товарные знаки и т.п.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что необходимо защищать конкурентную среду и оптимизировать сочетания различных видов конкуренции.