logo
disk / экономика

Эффект дохода и эффект замещения

Понижение цены товара приводит к двум различным следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».

Эффект замещения имеет место, когда вслед за ростом цен покупатели переключают спрос с подорожавших товаров на их заменители, более доступные по ценам. Например, начинают покупать кофе вместо чая, синтетические ткани вместо хлопчатобумажных.

Эффект доходапроявляется, когда снижается цена на какой-либо товар, и, следовательно, покупательная способность потребителей возрастает. В этом случае спрос на подешевевшую продукцию увеличивается, а это означает, что растёт реальный доход потребителей. Напротив, при повышении цен и неизменном номинальном доходе реальный доход снижается. Потребители сокращают спрос на менее важные товары и сохраняют спрос на товары более важные.

В основе эффекта замещения и эффекта дохода лежит закон убывающей полезности: дополнительные единицы товара, который имеет для потребителей меньшую значимость, приобретаются только при снижении цен.

Имеются и другие формы взаимосвязи цен и покупательских предпочтений.

Эффект Гиффена проявляется следующим образом. Когда повышается цена на важные для малообеспеченных слоев населения продукты питания (картофель, хлеб), спрос на них не падает, а напротив возрастает. Часть населения вынуждена отказываться от покупки более дорогих продуктов, таких, как мясо или рыба, и компенсировать этот сдвиг в своём рационе увеличением покупок относительно дешёвых, хотя и подорожавших продуктов питания. Так, по данным статистики, в нашей стране в первой половине 1990-х годов возросло среднедушевое потребление картофеля и хлебобулочных продуктов при снижении потребления мяса и мясопродуктов.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

  2. На каких положениях основывается рациональное поведение потребителя?

  3. Что называют бюджетом потребителя?

  4. В чём отличия номинального и реального дохода потребителя?

  5. Как построить кривую бюджетных ограничений?

  6. Дайте определение понятий «полезность», «общая полезность» и «предельная полезность».

  7. В каких единицах измеряются показатели полезности?

  8. Как изменяется общая полезность с ростом покупок одноимённого товара?

  9. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

  10. Что отражает кривая безразличия? Как её можно отобразить графически?

  11. Сформулируйте правило максимизации полезности. Как его выразить в аналитической форме?

  12. Как графически определить товарные наборы, которые обеспечивают равновесие потребителя?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Потребительское поведение – это:

а) действия покупателей в торговых точках;

б) формирование спроса потребителей на разнообразные товары и услуги;

в) поведение людей в сфере распределения собственных доходов и индивидуального приобретения потребитель-ских благ на основе субъективных предпочтений;

г) ориентация людей на получение возможно большего количества благ для удовлетворения личных потребностей.

2. Закон убывающей предельной полезности означает:

а) отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

б) полезность каждой следующей единицы товара убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;

в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;

г) полезность покупаемых товаров убывает по мере роста дохода потребителя.

3. Общая полезность растёт, когда предельная полезность:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) увеличивается или уменьшается, но является положительной величиной;

г) является отрицательной величиной.

4. Бюджетная линия показывает:

а) изменение дохода потребителя в течение года;

б) изменение числа покупок потребителя в связи с изменением его дохода;

в) изменение реального дохода потребителя в связи с изменением номинального;

г) комбинации двух товаров, которые могут приобретаться на данный ограниченный доход.

5. Бюджетная линия не изменит своего положения, если:

а) цена товара Xупадёт на столько же процентов, что и цена товараY;

б) цена товара Xвозрастёт, а цена товараYупадёт на одинаковый процент;

в) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции;

г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастёт.

6. Точка равновесия в терминах теории потребительского поведения – это:

а) баланс между спросом и предложением на все рыночные товары;

б) баланс между доходом потребителя и суммой денег, потраченных на приобретение всех желаемых товаров;

в) точка максимизации полезности всех товаров из приобретаемого набора;

г) точка, где кривая безразличия пересекает кривую бюджетных ограничений.