Экономическая безопасность России
Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. Эти меры регулируют экономические процессы и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили.
Невозможно обеспечить экономическую безопасность без учета следующих факторов:
состояние системы общественных отношений: политических, организационно-управленческих, технологических, социальных, финансовых, информационных, таможенных и пр.;
распределение собственности в ходе приватизации;
стратификация общества: качество и образ жизни различных слоев населения и, особенно, безработных;
уровень социальной напряженности: локальные конфликты, забастовки;
состояние социальных институтов, компетентность должностных лиц различного ранга.
В настоящее время с позиций экономической безопасности ситуация в России ограничивает предпринимательскую деятельность по двум основным направлениям.
Экономические отношения:
низкие доходы населения не позволяют рассчитывать на стабильный платежеспособный спрос на внутреннем рынке, низкий уровень потребления сдерживает рост национального производства и ориентирует на импорт потребительских товаров;
недостаточный объём сбережений сдерживает деятельность банков по аккумуляции средств, нужных для развития производства, и тормозит развитие среднего и мелкого бизнеса, поэтому сохраняется сверхмонополизированная экономика, всегда готовая к срастанию с верхушкой государственного аппарата;
свободные капиталы направляются на добычу и переработку ресурсов для экспорта или в другие страны, где спрос характеризуется высокой платежеспособностью; иностранные инвесторы также не вкладывают средства в отрасли, спрос на продукты которых неплатежеспособен, особенно на товары длительного пользования.
Социальные отношения: отсутствие достаточно сильного сектора независимой от власти экономики и независимого дохода препятствует формированию экономически автономного слоя населения, которое способно оказывать активное давление на власть. Если в стране нет независимого, свободного от контроля власти дохода, то не может появиться ни полноценное свободное предпринимательство, ни независимая профессиональная деятельность лиц интеллектуального и творческого труда. Поэтому прогресс экономики и общества будет ограниченным, подчинённым эгоистическим интересам верхушки капитала и власти.
В этих условиях необходимо определить «зоны ответственности» государства, частных фирм и предпринимателей в обеспечении экономической безопасности страны. Следует не противопоставлять их интересы, а координировать и увязывать.
На данном этапе государство, очевидно, должно быть лидером, но возможно, что в будущем доля ответственности каждого субъекта за экономическую безопасность страны будет изменяться пропорционально их доли в национальной собственности.
Рассматривая современную ситуацию в России, можно выделить ряд основных угроз экономической безопасности страны.
1) Форсирование процессов создания экономической и социальной базы рыночной экономики происходит без их надлежащей криминологической защиты и сопровождается нарастающими масштабами сосредоточения национального богатства в собственности деятелей криминальной среды, становлением предпринимательства как сферы активной криминальной деятельности. Конкуренция, перераспределение и концентрация капиталов часто происходят с использованием типичных для преступного мира способов физического и психического насилия.
2) Усиливается криминализация потребительского рынка: незаконное предпринимательство, мошенничество, обман покупателей, торговля фальсифицированными товарами, противоправное повышение или понижение цен, нарушения правил торговли приобретают изощренный характер и маскируются под видом прогрессивных рыночных отношений.
3) Процессы приватизации сопровождаются заведомым занижением балансовой стоимости приватизируемых предприятий, сговорами о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия, широким использованием служебного положения, умышленными нарушениями порядка организации и проведения конкурсов, противоправным участием должностных лиц государственных органов в коммерческих структурах, их предпринимательской деятельностью, отмыванием преступных доходов.
4) Финансово-кредитная сфера становится полем финансового мошенничества. Этому способствуют упрощенные организационно-правовые требования к образованию и ликвидации кредитно-денежных структур, характеру их отношений с хозяйствующими субъектами; отсутствие эффективных средств контроля над законностью происхождения первичного банковского капитала, репатриация финансовыми структурами миллиардных валютных средств.
5) Государственная собственность размывается, используясь в коммерческих целях отдельных лиц и групп, и смешивается с частной собственностью. Это связано с принципиальными просчетами в управлении государственной и муниципальной собственностью, фактической бесконтрольностью органов и лиц, уполномоченных на такое управление, присвоением ими права издания ведомственных актов по вопросам, отнесённым к компетенции законодателя.
6) Налоговая политика носит непоследовательный, противоречивый характер; с одной стороны, размер налогов не стимулирует развитие производственной деятельности, с другой, нередки факты предоставления налоговых льгот, не основанных на законе, принятие подзаконных актов, противоречащих налоговому законодательству.
7) Коммерциализация средств массовой информации сопровождается пропагандой ими насилия, вседозволенности, рекламой криминальных услуг, сомнительных предприятий. Рекламодатели не несут ответственности за сообщаемые сведения и фактически выступают как соучастники мошенников и других правонарушителей.
8) Предпринимательство в сфере обучения сопровождается нарушениями законов и влечет выпуск малограмотных специалистов, ущерб от непрофессиональной деятельности которых может приобрести большие размеры.
9) Правовая база предпринимательства настолько противоречива и уязвима с точки зрения законодательной техники и её социально-правовой обусловленности, что создает непреодолимые трудности даже для юристов-профессионалов, в том числе работающих в правоохранительных органах.
10) Отсутствует надлежащая уголовно-правовая охрана правомерного предпринимательства, система организации, технических и иных защитных мер по борьбе с промышленным шпионажем и разглашением коммерческой тайны.
11) Полностью скомпрометировал себя расчёт на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления теневой экономики и использования, приобретенных в её сфере капиталов, в интересах всего общества. В теневой экономике происходят опасные структурные изменения: расширяется её криминальный сектор, игорный бизнес, предпринимательство на базе незаконной торговли оружием.
12) Поспешно, без проработки с привлечением широкого круга специалистов ломается правовая система, механизмы обеспечения защиты законности и правопорядка. В них произвольно вводятся элементы зарубежных правовых систем без учёта российской специфики, её законодательных традиций. На фоне роста преступности и иных правонарушений это стимулирует процессы утраты государством и обществом контроля над состоянием правопорядка.
13) Нестабильность в правовой и правоохранительной сфере ведет к параличу деятельности ряда правоохранительных органов. Многие опытные сотрудники уходят из этих органов; оставшиеся молодые специалисты не в состоянии решать все более сложные проблемы. Они не чувствуют себя защищёнными при исполнении служебных обязанностей.
14) Государственный аппарат в целом поражён коррупцией в разнообразных формах. Это стимулирует преступность в сфере предпринимательства, порождает недоверие населения к государству, правовой нигилизм и негативизм, ориентирует людей на неправовые средства решения проблем, в том числе с обращением за помощью к криминальным структурам, что расширяет базу организованной преступности.
15) Государство в значительной мере самоустраняется от эффективной защиты предпринимателей, хотя они являются налогоплательщиками и вправе рассчитывать на такую защиту. Не создана необходимая система взаимодействия государственных, ведомственных и частных служб безопасности.
Для России крупнейшим социально-экономическим фактором, влияющим на её геополитическую роль, является бедность населения и социальная отсталость. Россия серьезно отстала от мировой цивилизации практически по всем направлениям, при таком разрыве невозможно обеспечить ни военную, ни политическую независимость. Попытки решить эти проблемы исключительно путём политического или идеологического маневрирования обречены на неудачу.
Следует отметить, что до недавнего времени могло сложиться впечатление, что все международные финансово-кредитные организации только тем и занимались, что предлагали помощь России. Эффективность этой «помощи» вызывает серьёзные сомнения. Следует чётко различать финансовую, техническую и гуманитарную помощь.
Финансовая помощь включает:
экспорт предпринимательского капитала, то есть его вложение в строящиеся и действующие предприятия на правах полной или долевой собственности;
займы или кредиты – предоставление ссудного капитала в денежной форме под процент;
субсидирование – предоставление государством налоговых, таможенных, страховых и иных льгот экспортеру или импортеру;
дары, или безвозмездная передача, финансовых средств.
Как видно, собственно помощью являются только дары, тогда как все остальные виды финансовой «помощи» имеют в виду получение дохода от вложенных средств.
Техническая помощь– одна страна предоставляет другой научно-технический и производственный опыт и знания. Посылают экспертов, дают консультации, строят учебные центры, проводят экспертизы документов и так далее. Эти услуги действительно являются помощью, только в том случае, если предоставляются бесплатно или на льготных условиях. В остальных – это коммерческое сотрудничество.
Гуманитарная помощь– безвозмездное предоставление оборудования, медикаментов, продуктов питания в случае тех или иных форс-мажорных обстоятельств (засуха, стихийное бедствие, война). В наших условиях эта помощь бесплатно предоставляется государству, а внутри страны значительная её часть продается населению за деньги, правда, несколько дешевле, чем на рынке.
Таким образом, когда говорят о «помощи», в каждом конкретном случае в этот термин вкладывается совершенно определённое экономическое содержание.
Внешние угрозыэкономической безопасности России, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, создают трудности в развитии экономики страны:
высокий внешний долг;
дискриминация внешнеторговых усилий России со стороны ряда стран мирового сообщества;
замкнутость экспорта на сырье;
зависимость от импорта технологий и продовольствия.
Для обеспечения безопасной и комфортной интеграции России в мировую экономику, необходимо завершить:
формирование, тесно связанной с намечаемыми структурными сдвигами экономики страны в целом, структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нём удельного веса и объёма товаров с высокой степенью переработки, услуг, а также оптимизация структуры импорта;
выявить и, исходя из имеющихся конкурентных преимуществ России, целенаправленно освоить товарные ниши на мировом рынке, наиболее перспективные для российского экспорта, сконцентрировать основные усилия и средства на достижении рыночного успеха на них, всемерно развивать производственную кооперацию, инжиниринг, лизинг;
обеспечить благоприятный торговый режим в отношениях с зарубежными странами и торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие любых дискриминационных ограничений на торговлю с Россией, недопущение возникновения новых ограничений;
обеспечить российским предприятиям доступ в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин и оборудования, капитала, минерально-сырьевых ресурсов, технологий и информации, транспортных коммуникаций. Особую роль должна сыграть политическая, финансовая, информационная поддержка государством продвижения российских товаров и услуг на рынки с высокой степенью монополизации или защищенные протекционистскими мерами зарубежных государств и их союзов;
долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами и международными организациями-кредиторами и дебиторами.
Стержнем государственной политики обеспечения экономической безопасности России должно стать сохранение комплекса своих конкурентных преимуществ, которые позволяют рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и значительную эффективность её внешнеэкономической деятельности.
В современных условиях принципиальной задачей является завершение формирования нормативно-правовой базы защиты экономических интересов России. Либерализация экономики и реформирование системы регулирования внешнеэкономической деятельности требует соответствующего пересмотра норм и инструментов защиты экономических интересов. В настоящее время имеются лишь отдельные фрагменты такой системы.
Первостепенное значение приобретает определение ориентиров внешней и внешнеэкономической политики. Подчинение им конкретных решений по распределению экспортных кредитов, предоставлению таможенных преференций.
Важно связать решения по приоритетам с поддержкой реально имеющихся и вызревающих конкурентных секторов экономики и главное – деловой активности непосредственных экспортеров.
Российские экспортеры сталкиваются с острым противодействием конкурентов. Ведущие западные страны предпринимают целенаправленные действия по вытеснению России, прежде всего, с рынков платежеспособных стран. Они активно прибегают к политическим методам, увязывая, в частности, вопрос об интеграции России в мировое экономическое пространство или предоставлении технической помощи с вопросом об ограничении экспорта российского оружия и военной техники.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Экономическая безопасность должна обеспечивать: а) максимально возможное удовлетворение личных и общественных потребностей; б) защиту экономических интересов государства на внутреннем и внешнем рынках; в) защиту экономических интересов предприятия на внутреннем рынке в отношениях с конкурентами; г) технико-экономическую и технологическую независимость страны. 2. В структуру экономической безопасности не включается: а) хозяйственная деятельность семьи; б) хозяйственная деятельность отдельных предприятий и фирм; в) национальная экономика; г) деятельность международных экономических организаций. 3. Какие факторы необходимо учитывать при решении задачи обеспечения экономической безопасности: а) половозрастной состав населения; б) средний уровень издержек производства по важнейшим отраслям национальной промышленности; в) распределение собственности в ходе приватизации; г) компетентность должностных лиц.
4. Какие условия характеризуют в настоящее время проведение политики экономической безопасности в России: а) высокая степень интеграции страны в мировую экономическую систему; б) мирное время; в) экономический кризис; г) жёсткое политическое противостояние. 5. Финансовая помощь включает: а) экспорт капитала предпринимателей; б) импорт капитала предпринимателей; в) портфельные инвестиции; г) безвозмездное предоставление оборудования, медикаментов, продуктов питания в случае форс-мажорных обстоятельств. 6. Основные ограничения на развитие предпринимательской деятельности в России накладывают: а) низкие доходы населения и невозможность обеспечить стабильный потребительский спрос; б) ограниченность сырьевых ресурсов и невозможность удовлетворить общественные потребности; в) ограниченность трудовых ресурсов и низкая производительность труда; г) природно-климатический фактор, который не позволяет наладить производство с низкими издержками. |
|
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования и науки
- Экономическая теория
- Экономика
- Часть I. Общие основы
- Экономической теории
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории Что изучает экономическая теория
- Методы экономической теории
- Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика
- Глава 2. Экономические потребности и блага Сущность и виды потребностей людей
- Закон возвышения потребностей
- Сущность, полезность, ценность и классификация благ
- Экономический круговорот
- Натуральная и товарная системы хозяйствования
- Товар как специфическая форма экономического блага
- Деньги – развитая форма товарно-денежных отношений
- Сущность и функции денег
- Эволюция денег
- Глава 3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов Производство и функциональная экономическая система
- Понятие и виды экономических ресурсов
- Основное экономическое противоречие
- Переплетение, мобильность, взаимозаменяемость ресурсов
- Производственные возможности общества
- Альтернативные издержки и экономический выбор
- Закон убывающей отдачи
- Экономическая эффективность, ее понятие и измерение
- Глава 4. Экономические агенты. Собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов и их основные виды
- Собственность как экономическая категория
- Владение, пользование и распоряжение собственностью
- Виды собственности в современной экономике
- Формы хозяйствования
- Современные формы предпринимательства в России
- Глава 5. Экономические системы и их классификация Понятие, критерии и типы экономических систем
- Традиционная экономика – натуральное хозяйство
- Рыночная экономика – товарное хозяйство
- Чистый капитализм
- Формы рыночной экономики
- Командно-административная экономика и плановое хозяйство
- Смешанная экономика
- Модели социально-ориентированной рыночной экономики
- Выбор экономической системы
- Переходная экономика
- Экономическая система современной России
- Глава 6. Рыночная организация хозяйства Условия возникновения рынка
- Рыночная структура и виды рынков
- Функции рынка
- Кругооборот товаров и услуг
- Понятие и виды конкуренции
- Условия, формы и модели конкуренции
- Методы конкуренции
- Предпринимательские риски
- Эффективность рынка и функции государства
- Часть II. Микроэкономика
- Глава 7. Спрос и предложение Спрос и предложение как инструменты рынка
- Закон спроса и факторы, влияющие на спрос
- Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие
- Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса
- Эластичность предложения по цене
- Прикладное значение эластичности
- Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор
- Закон убывающей предельной полезности
- Условие равновесия потребителя
- Кривые безразличия
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 9. Предпринимательская деятельность и поведение производителей Сущность и условия предпринимательства
- Предприятие – основная структурная единица бизнеса
- Классификация предприятий по масштабу
- Цели деятельности предприятия и показатели эффективности его работы
- Особенности предпринимательской деятельности в России, факторы и перспективы развития
- Глава 10. Факторы производства.
- Теория предельной производительности
- Четыре фактора производства:
- Труд, капитал, земля, предпринимательство
- Труд – фактор производства, производительность и интенсивность труда
- Капитал – фактор производства, физический капитал
- Кругооборот и оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Износ основного капитала и амортизация
- Земля как фактор производства
- Производственная функция, предельная производительность факторов производства
- Закон убывающей отдачи
- Глава 11. Издержки производства Издержки бухгалтерские и экономические
- Издержки в краткосрочном периоде
- Максимизация прибыли
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Эффект масштаба
- Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Спрос на продукт совершенно конкурентного продавца
- Максимизация прибыли
- Определение объёма производства в краткосрочном периоде
- Определение объёма производства в долгосрочном периоде
- Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
- Чистая монополия
- Цена и объём производства монополиста
- Государственная политика в отношении монополий
- Монополистическая конкуренция
- Цена и объём производства монополистического конкурента
- Олигополия
- Теория олигополистического ценообразования
- Модель Курно
- Глава 14. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Спрос и предложение на рынках факторов производства
- Рынок труда и заработная плата
- Рынок капитала и процент
- Принцип дисконтирования
- Спрос на капитал и предложение капитала
- Рынок земельных ресурсов, земельная рента и цена земли
- Экономическая прибыль как факторный доход
- Глава 15. Факторы неопределенности
- В экономике
- Влияние фактора неопределенности на поведение людей,
- Индивидуальное отношение к риску
- Страховые рынки, предотвращение риска
- Объединение, независимость и распределение рисков
- Риск и капитал
- Эффективные рынки
- Хеджирование и рынки фьючерсов
- Хеджеры и спекулянты
- Глава 16. Экономическая безопасность Содержание экономической безопасности
- Структура экономической безопасности
- Внешние и внутренние угрозы
- Механизмы обеспечения
- Экономическая безопасность России
- Часть III. Макроэкономика
- Глава 17. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики
- Макроэкономические показатели
- Расчёт внп по расходам
- Расчёт внп по доходам
- Чистый национальный продукт
- Национальный доход
- Личный доход
- Личный располагаемый доход
- Номинальный и реальный внп
- Экономическое благосостояние
- Глава 18. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы
- Эволюция экономических циклов, причины средних циклических колебаний
- Большие циклы конъюнктуры
- Безработица, её измерение и виды
- «Полная занятость» и «естественный уровень» безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, регулирование уровня безработицы
- Инфляция, её сущность и измерение
- Виды инфляции
- Причины и механизм инфляции, инфляция спроса и инфляция предложения
- Последствия инфляции, антиинфляционная политика
- Глава 19. Равновесие совокупного спроса
- И совокупного предложения. Модель ad–as
- Макроэкономическое равновесие,
- Виды равновесия
- Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса
- Совокупное предложение, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения
- Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская
- Равновесный объём национального производства и равновесный уровень цен, изменение в равновесии
- Эффект храповика, последствия изменения совокупного предложения
- Глава 20. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике, теория мультипликатора Потребление и сбережения
- Инвестиции и их функциональная роль
- Теория мультипликатора
- Парадокс бережливости, рецессионный и инфляционный разрывы
- Глава 21. Денежный рынок Понятие и типы денежных систем
- История денежной единицы России
- Особенности денежной системы России
- Предложение денег
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3
- Виды кривых предложения денег
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен)
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке
- Модель денежного рынка
- Глава 22. Банковская система и кредитно–денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике
- Структура банковской системы
- Основные операции коммерческих банков
- Роль коммерческих банков
- Банковская прибыль
- Расширение денежного предложения
- Центральный банк и кредитно-денежная политика
- Глава 23. Рынок ценных бумаг Сущность и функции рынка ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Определение рыночного курса ценных бумаг
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг
- Фондовая биржа и её функции
- Биржевые операции
- Особенности рынка ценных бумаг в рф
- Глава 24. Государственный бюджет,
- Налоги и фискальная политика
- Государственный бюджет,
- Перераспределение национального дохода
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
- Дефицит бюджета и его причины
- Государственный долг
- Экономическая теория налогообложения
- Виды налогов и их классификация
- Ставки налогов
- Кривая Лаффера
- Функции налогов
- Фискальная политика
- Дискреционная фискальная политика
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Недискреционная фискальная политика
- Глава 25. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
- Различия во взглядах монетаристов и кейнсианцев на макроэкономическое равновесие
- Механизм кредитно-денежной и фискальной политики
- Базовые положения монетарной политики
- Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Кривая Филлипса и адаптивные ожидания
- Макроэкономическое равновесие в теории рациональных ожиданий
- Макроэкономическое регулирование в теории экономики предложения
- Глава 26. Теории экономического роста и экономического цикла Экономическое развитие и его показатели
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы
- Теории экономического роста
- Неоклассическое направление
- Кейнсианское направление
- Государственное регулирование экономического роста
- Структурные изменения в экономике
- Структурные кризисы
- Методы воздействия на экономическую структуру
- Межотраслевой баланс, прогнозирование взаимосвязи экономических процессов
- Глава 27. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития
- Интернационализация экономики
- Международное движение капиталов
- Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике
- Платёжный баланс страны
- Теория сравнительных преимуществ
- Инструменты торговой политики
- Внешнеторговая политика
- Международная валютная система
- Валютные курсы
- Паритет покупательной способности
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов
- Внимание
- Выпускникам школ и средне-специальных учебных заведений,
- А также специалистам без высшего образования пищевых
- И иных отраслей