logo
disk / экономика

Товар как специфическая форма экономического блага

Всякий продукт натурального производства, то есть натуральный продукт, имеет единственное свойство – способность удовлетворять какие-то потребности людей, даже те, которые наносят ущерб здоровью, например, потребности в алкоголе и сигаретах. Круг таких полезных продуктов внутреннего потребления очень ограничен.

В товарном производстве, основанном на общественном разделении труда, не только резко возрастает количество и разнообразие производимых продуктов, но изменяются также их свойства. Товар, как и натуральный продукт, обладает полезностью, или потребительной стоимостью. Можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полезная вещь, или материальное благо, – это товар? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующие проблемы.

1. Среди благ, которые используют для потребления, выделяют экономические и неэкономические. Очевидно, что товаром признается только экономическое благо, которое требует соответствующего возмещения, например, за труд, потраченный на его производство или доставку. Даровой продукт природы (воздух, климат, вода в реке), или неэкономическое благо, не может признаваться товаром.

2. Экономические блага создаются для себя или других людей, но товаром будут только те продукты, которые произведены для других с целью эквивалентного обмена, то есть общественные полезности. Если вещи достаются нам бесплатно, например, в подарок, они не являются товарами.

Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на другой товар.

Из определения вытекает, что товар при обмене на равноценный продукт получает меновую стоимость, то есть способность обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях, или соотношениях, обмена.

Например, на рынке можно приравнять друг к другу (цифры условные): 10 м ткани, 1 стол, 40 кг мяса и т. д. Такие обменные операции представляются алгебраическим уравнением:

NA = NB = NC = ... (1)

Уравнение (1) выражает количественные пропорции обмена. Знак эквивалентности устанавливает равенство полезностей товаров А, В, С. Очевидно, в равноценный обмен вступают совершенно разнородные вещи. Приравненные друг к другу блага не сопоставимы также в количественном отношении: ткани, как известно, измеряются в м2, столы – в штуках, мясо – в кг и т.д. Но общее содержание менового равенства составляет одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Значит, товар имеет два свойства: полезность и сто­имость.

Рассуждая о товарах, обычно говорят о полезных вещах. Но услуги, наравне с продуктами, также удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста, прием у врача и т.п.) Многое и покупается ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др. Поэтому услуги, также как и вещи, обладают полезностью.

Оказание услуг требует как затрат труда с определенными профессиональными навыками и уровнем образования, так и продуктов в виде расходных материалов, инструментов, деталей и т.п. Когда в экономическом круговороте услуга переходит к фазе обмена, естественно полагать, что затраты будут возмещены в эквивалентной полезности обмениваемого товара. Иначе обмен не состоится и фаза не получит завершения. Это означает, что услуги, как и вещи, обладают меновой стоимостью.

Услуга, обладая полезностью и стоимостью, является товаром, как и любой другой продукт с этими же свойствами.