logo
disk / экономика

Хеджеры и спекулянты

На фьючерсных рынках действуют два основных типа участников: хеджеры и спекулянты.

Хеджерыиспользуют рынок для минимизации ценовых рисков. Например, на рынке пшеницы хеджерами являются лица, чей основной бизнес связан с пшеницей; они её выращивают, перерабатывают, продают. Такие люди используют рынок, чтобы получить некоторую определённость относительно фактических цен, которые им будут предложены для купли или продажи пшеницы в будущем.

Фермер, которому придётся продавать пшеницу после сбора урожая, не знает, какой урожай он сумеет вырастить и собрать, и какую цену можно будет получить за пшеницу в момент продажи. Если он принимает решение минимизировать риск, ему надо продать некоторую часть урожая на фьючерсном рынке. Для этого фермер выдаёт обязательство поставить товар после сбора урожая. У пекаря или мукомола также может возникнуть желание гарантировать себе будущие поставки по известной цене. Для этого им надо купить пшеницу сегодня по определённой цене, назначенной на срок поставки.

Всё это означает, что фьючерсные рынки могли бы служить исключительно в интересах будущих поставщиков и будущих потребителей товаров, которые используют этот рынок для снижения уровня риска.

Но в действительности основная часть операций на фьючерсном рынке производится людьми, которые не видели пшеницу своими глазами ни разу в жизни, – это спекулянты.

Спекулянты– это люди, которые активно участвуют в рыночных операциях не в целях снижения риска, связанного с оборотом некоторого товара, а целях наживы. Спекулянты обещают продать пшеницу, которой у них сейчас нет, или купить пшеницу, которая им совсем не нужна. Он преследуют цель – получить прибыль при помощи риска.

Когда у кого-то, будь то хеджер или спекулянт, сложится впечатление, что наличная цена в некоторый будущий момент станет превышать фьючерсную цену, у него появится стимул купить на фьючерсном рынке пшеницу для поставки в этот самый момент. Если прогноз сбудется, то владелец фьючерса сможет немедленно перепродать пшеницу и получить прибыль. Если так будут считать многие, то на фьючерсных рынках возрастёт спрос, и соответственно возрастут фьючерсные цены. Аналогично, если многие сочтут, что наличные цены в некоторый момент будут ниже текущих фьючерсных цен, они начнут продавать фьючерсы, сбивая цену на них.

Для фьючерсной цены в любое время характерна одна особенность. Примерно одинаковое число людей полагает, что она выше или ниже будущей наличной цены. В связи с этим экономисты иногда говорят, что фьючерсная цена представляет рыночный прогноз наличных цен. Под рынком здесь подразумевается усреднённая точка зрения его участников.

Обеспечивают ли фьючерсы качественный прогноз? И да, и нет. Да, потому что фьючерсные цены не оказываются всё время ошибочными. Нет, потому что они могут значительно отличаться от фактических цен. Это главным образом отражает неопределённость рынка и изменчивость цен, что, собственно, и обусловило появление фьючерсных рынков.

Иными словами, в среднем фьючерсные цены не выше и не ниже прогнозируемых ими будущих наличных цен. Однако вокруг такого усреднения имеется сильная вариация значений. Это полностью соответствует теории эффективных рынков. То есть нельзя заработать, делая ставку на систематическое повышение или понижение наличных цен относительно фьючерсных цен. Выбрасывая свои деньги на рынок, спекулянты способствуют тому, чтобы фьючерсные цены отражали информацию, которая имеется относительно наличных цен в будущем.

Таким образом, всё в мире подвержено риску. Для большинства людей риск неприемлем, они противятся ему, и нет ничего удивительного в том, что созданы институты, которые позволяют снизить уровень риска при помощи его объединения, распределения и хеджирования.

Страховой рынок очень велик, и всё же многие риски данные механизмы не могут устранить. Нельзя застраховаться от ядерной войны или террористического акта, трудно купить облигации с безрисковым реальным доходом или гарантировать сохранение стабильных отношений в семье и высокий семейный бюджет, а также многое и многое другое.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. В каких случаях экономические процессы связаны с риском и неопределённостью в будущем? Приведите примеры.

  2. Как классифицируют потребителей по отношению к риску?

  3. Почему клиенты страховых компаний готовы платить за страховой полис цену, которая превышает средние издержки от страхового случая?

  4. Каким образом страховые компании могут возместить все свои издержки?

  5. Как работает механизм объединения риска? Приведите примеры.

  6. Как работает механизм распределения риска на рынке капитала? Приведите примеры.

  7. Какие условия необходимы для того, чтобы механизм объединения риска функционировал эффективного?

  8. Какая цель преследуется при распределении и объединении рисков на рынке капиталов? Приведите примеры.

  9. Дайте определение фьючерсного контракта и фьючерсного рынка.

  10. Можно ли утверждать, что фьючерсные цены дают прогноз будущих наличных цен?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. К какому типу потребителей относится основная часть населения:

а) не расположена к риску;

б) нейтрально относится к риску;

в) любит рисковать;

г) готова рисковать только ради высокой прибыли.

2. В каком случае имеет место объединение рисков:

а) страхование автомобиля от гражданской ответственности;

б) страхование имущества от пожара;

в) страхование морского танкера;

г) страхование здоровья олимпийского чемпиона.

3. В каком случае имеет место распределение рисков:

а) продажа или покупка фьючерсного контракта;

б) организация индивидуального предприятия;

в) организация партнёрства;

г) организация акционерного общества.

4. Долю средств, вложенных инвестором в рисковый актив, определяет:

а) склонность инвестора к риску;

б) степень риска по финансовому активу;

в) разница в прибыли по рисковому и безрисковому активу;

г) уровень развития средств производства.

5. Правило диверсификации гласит:

а) нельзя класть все яйца в одну корзину;

б) надо собрать как можно больше яиц;

в) надо максимально увеличить число корзин;

г) прежде чем собирать яйца, подумай о других интересных занятиях, например, о собирании грибов.

6. Фьючерсные контракты заключаются:

а) на рынке компьютеров;

б) на рынке сахара;

в) на рынке кофе;

г) на рынке косметических товаров.

7. Цель деятельности хеджеров на рынке:

а) максимизация прибыли от коммерческой деятельности;

б) минимизация риска от действий конкурентов;

в) минимизации ценовых рисков;

г) обеспечение деятельности своего предприятия необходимыми ресурсами.

8. Особенность фьючерсной цены состоит в том, что в любое время она:

а) выше будущей наличной цены;

б) ниже будущей наличной цены;

в) примерно одинаковое число людей полагает, что она выше или ниже будущей наличной цены;

г) даёт качественный прогноз будущей наличной цены.