logo
disk / экономика

Понятие и виды конкуренции

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности представляет процесс, который далеко выходит за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаи­модействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существен­ных средств разрешения этих противоречий является конку­ренция.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Можно сказать: нет конкуренции – нет рынка, нет его управляемости. Являясь непременным условием сущест­вования рынка и реализации его функций, конкуренция протекает в двух направлениях, на каждом из которых она выступает действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция– это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Этот вид кон­куренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», то есть склонить покупателя к приобретению про­дукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам, а чтобы снижение цен не на­носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции. Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, повышение квалификации работников. Экономически необходимо искать и использовать более дешёвые материалы и сырьё, применять материало- и энергосберегающие технологии.

Не менее важным и действенным средством внутриотрас­левой конкуренции выступает качество продукции и другие ас­пекты неценовой конкуренции. Если фирма завоевала авторитет каче­ства какой-либо продукции, тем самым она обеспечила её сбыт даже по более высокой цене.

Межотраслевая конкуренция– это другой вид соперничества между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции.

Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности по главному критерию – норме прибыли, которая рассчитывается как отношение полученной прибыли к авансированному капиталу. Таким образом, этот показатель позволяет сопоставлять результаты с затратами.

Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой. У менее удачливых предпринимателей возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих. И для этого есть средство: перепрофилировать свои предприятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной. Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства. Таким образом, те отрасли, которые имеют хороший сбыт продукции, а, следовательно, выпускают то, что в первую очередь требует увеличения объёма производства, подпитываются капиталом.