logo
disk / экономика

Кривые безразличия

Модель поведения потребителя можно представить при помощи кривой безразличия.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, которые имеют одинаковое потребительское значение, или обеспечивают равные суммарные полезности для потребителя.

Рис. 8.2

Кривая безразличия

На графике (рис. 8.2) показано, как в товарном наборе проводить замену одного товара другим, чтобы сохранялся постоянный уровень удовлетворенности потребителя от использования этих двух товаров. Точки K1,K2,K3,K4имеют координаты, соответственно (1, 18); (2, 11); (3, 8); (4, 6). На кривой безразличия они представляют товарные наборы, которые обеспечивают потребителю одинаковую суммарную полезность, допустим, в 20 баллов. Проведя анализ координат этих точек, приходим к такому выводу.

Чем больше потребитель приобретает товара Aпо отношению к товаруB, тем от меньшего количества товараBон готов отказаться в пользу товараA.

Предположим, что потребитель хочет обеспечить себе более высокую полезность, допустим, в 40 баллов. Как в этом случае будет выглядеть кривая безразличия? Из приведённых нами ранее рассуждений следует, что увеличение общей, или суммарной, полезности происходит, когда увеличивается количество покупок каждого из двух товаров. Это значит, что кривая безразличия сдвигается вправо. Аналогично смещение кривой безразличия влево означает уменьшение общей полезности. Таким образом, можно построить карту безразличия, которая будет показывать все возможные полезности от приобретения товаров AиB.

Рис. 8.3

Карты безразличия