logo
disk / экономика

Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее много аспектов. Она может определяться по характеру объектов рыночных сделок, например, рынки факторов производства (земля, труд, капитал), продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т. д. Структура рынков рассматривается, в том числе, и с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости. От них зависит поведение производителей в определении объёмов производства и цен, развитие научно-технического прогресса, а, в конечном счете, эффективность производства и занятость населения.

Классификация структуры ранка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Классификация рыночных структур

Природа

продукта

Количество продавцов

один

несколько

много

Однородные

продукты

Чистая

монополия

Однородная

олигополия

Чистая

конкуренция

Дифференцированные

продукты

Дифференцированная

олигополия

Монополистическая

конкуренция

Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке, для выработки своей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции много значит и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

Совершенная конкуренция удобна для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая фирма имеет «своё лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ценой, но и своим отношением к фирме и качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке уникально, и в её поведении есть элемент монополизма.

В зависимости от степени монополизма на рынках принято выделять три модели несовершенной конкуренции: