logo
disk / экономика

Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки

Любой конкретный рынок, независимо от вида, базируется на трёх основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Наивысшей конкурентностью обладает рынок, на котором полностью отсутствует возможность влияния его участников на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены. Такой рынок называется свободным или чисто конкурентным.

Совершенно конкурентный рынокотражает такую ситуацию в отрасли, когда все продавцы действуют независимо друг от друга, объём их производства мал относительно рынка в целом, у них много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах всех продавцов.

Рынок совершенной конкуренции характеризуют следующие признаки.

1) Большое число продавцов и покупателей, которые действуют независимо друг от друга. Ни совершенно конкурентные продавцы, ни совершенно конкурентные покупатели не объединяются для того, чтобы установить соглашения соответственно о цене и объёме предложения или спроса.

2) Все производители предлагают для продажи одинаковые по своим свойствам, то есть унифицированные товары и услуги. У продукции нет индивидуальных характеристик, особых товарных марок и знаков, что устраняет возможность ценовой конкуренции. Покупателю всё равно у кого приобретать товар, для него имеет значение только цена. К унифицированным товарам относят хлебобулочные изделия, нефтепродукты, уголь.

3) Все продавцы и покупатели на рынке обладают полным объёмом достоверной информации о ценах, видах продукции и услуг, спросе и предложении на них.

4) Покупатели и продавцы могут входить на рынок и покидать его по своему усмотрению без каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений или барьеров. Свободный вход и выход гарантируют, что существующие в отрасли фирмы не смогут согласованно сократить выпуск продукции, так как появятся новые фирмы, которые увеличат объём предложения.

5) Ни продавцы, ни покупатели не способны существенно повлиять на рыночные процессы и, прежде всего, на цены.

Таким образом, главным на рынке совершенной конкуренции является то, что цена практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается соотношением спроса и предложения.

Необходимо отметить, что рынок совершенной конкуренции представляет собой теоретическую абстрактную модель. В чистом виде подобного вида рынка нигде не существует, но наиболее близки к нему рынки ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции. Наряду с этим, любой реально функционирующий рынок содержит в себе элементы совершенного рынка. Исходя из этого, анализ рынка совершенной конкуренции необходим для уяснения общих принципов функционирования рыночного механизма.