logo
disk / экономика

Цена и объём производства монополистического конкурента

Исходя из условия оптимизации объёма производства, которое достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек, в краткосрочном периоде фирмы будут максимизировать прибыль (рис. 13.3) или минимизировать издержки (рис. 13.4).

D MC

P0 E0

N0 L0 ATC

AVC

MR

Q0 Q

Рис. 13.3

Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде

MC– предельные издержки;

MR– предельный доход;

AVC– средние переменные издержки;

ATC– средние валовые издержки.

MC

N0 L0 ATC

P0 E0

AVC

D

MR

Q0 Q

Рис. 13.4

Минимизация убытков фирмы в краткосрочном периоде

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Но спрос на продукцию фирм в структуре монополистической конкуренции не является абсолютно эластичным, и поэтому кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Фирма оптимизирует свою деятельность на рынке, когда обеспечивает условие:

MC=MR

Это значит, что она производит продукцию в объёме Q0и реализует её по цене Р0, при этом величина её средних валовых издержек составляетL0. Рыночная ситуация благоприятна, когда

Р0>L0

В этом случае фирма получает экономическую прибыль – прямоугольник P0N0L0E0на рис. 13.3.

Возможна и другая ситуация, когда уровень средних валовых издержек фирмы слишком высокий, тогда

Р0<L0

Это означает, что фирма терпит убытки – прямоугольник P0N0L0E0на рис. 13.4.

На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго, так как убыточные фирмы уйдут из отрасли, а высокие прибыли привлекут много новых предпринимателей, в результате снизится спрос на товары предприятий, существовавших ранее. Долгосрочная цель фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, – безубыточность (рис. 13.5).

D MC

P0 E0, L0 ATC

AVC

MR

Q0 Q

Рис. 13.5

Безубыточность фирмы в долгосрочном периоде

На графике показана ситуация долгосрочного равновесия, когда фирма на рынке монополистической конкуренции обеспечивает оптимальный выпуск продукции на уровне Q0, при этом цена реализации продукции –P0равна средним валовым издержкам –L0. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё.

Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно долго, поскольку производят дифференцированную продукцию. Дифференциация продукции для потребителя представляет большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе, а для производителя – возможность компенсировать тенденцию снижения экономических прибылей в долговременном периоде. Изменяя продукцию и расходы на рекламу, фирма стремится увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут её издержки.