logo
disk / экономика

Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определённость, это служит основанием для проведения экономических исследований. Цель таких исследований состоит в том, чтобы установить закономерности и оценить эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, а также выработать рекомендации по управлению ими. На этапе формулирования целей определяется численный критерий действий, или целевая функция. Количественные методы экономических исследований применяются для решения задач управления запасами, распределения ресурсов, замены оборудования и др.

Экономическая политика – это система экономических мероприятий государства.

Содержание экономической политики, её цели и средства определяют экономический строй, внутренние и внешние условия развития страны. На рис. 1.1 показано, как осуществляется связь между фактами, принципами и экономической политикой.

Рис. 1.1

Взаимодействие между фактами хозяйственной жизни,

экономической теорией и экономической политикой

Путем перехода от уровня фактов и принципов к уровню обоснования экономической политики совершается скачок от позитивной экономической науки к нормативной.

Позитивная экономикаимеет дело с систематизированными фактами, перешедшими на уровень теоретического осмысления. Например, безработица составляет 7%.

Нормативная экономикаотражает суждение, определяющее, что должно быть при сложившейся экономической ситуации. Например, безработицу следует сократить.

Позитивная экономика предполагает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения. Нормативная экономика – направление в экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, какие преследуются цели экономического развития и, соответственно, экономической политики. Иначе, позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная экономика выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Таким образом, цель экономической теории – найти подходы к рациональному решению сложных экономических задач, таких как:

Цели определяют выбор ориентиров и направленность процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни населения. Цели зависят от желания (субъективная сторона) и реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

Перед экономической теорией стоят сегодня три «вызова» современности, на которые она должна дать соответствующие ответы.

Первый вызов – усиление постиндустриальных тенденций. Экономическая теория, или политэкономия, возникла около четырёхсот лет назад как детище индустриально-рыночного хозяйства. Поэтому постиндустриальные тенденции создают проблемы, как для предмета, так и для самого объекта исследования.

Второй вызов – растущая интернационализация экономических процессов. Интернационализация охватывает сегодня не только континенты, но и планету в целом. Экономическая теория сложилась как теория функционирования национальных экономик, но нарастающие тенденции к организации всемирного хозяйствования нельзя игнорировать.

Третий вызов – те переходные процессы, которые развернулись в бывших социалистических странах. Эти процессыпривели к пересмотру многих теоретических постановок: о структуре и формах собственности, о роли рыночных отношений и характере распределительных отношений, источниках дохода и др.

Английский экономист А. Хайнис отмечал: «Надежда на будущее заключается в синтезе, который сможет объединить всё лучшее из теории Д. Рикардо, Маркса, Кейнса и неоклассиков. Этот синтез восстановит претензии экономической теории на то, чтобы стать теорией всего общества». Если такой синтез удастся реализовать, то мировая экономическая наука со временем может превратиться, по мнению французского экономиста Мориса Аллэ, «в единую теорию поведения людей».

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что является предметом экономической теории? Как предмет экономической теории изменялся во времени?

  2. Какова связь экономической теории с другими дисциплинами?

  3. Возможна ли хозяйственная практика без теоретической экономики?

  4. Сформулируйте определение экономических законов.

  5. В чем заключаются особенности экономических законов?

  6. Как связаны теоретический и эмпирический методы экономических исследований?

  7. Какие основные «инструменты» применяются в экономических исследованиях?

  8. Какие уровни выделяют в экономических исследованиях?

  9. Что общего и различного в позитивной и нормативной экономике?

  10. На решение каких задач направлена экономическая теория?

  11. Что такое экономическая политика?

  12. Какие проблемы стоят перед экономической теорией сегодня?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает деятельность по производству и обмену товарами;

б) экономика изучает параметры, динамика которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства благ, в целях удовлетворения потребностей его членов;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал;

д) экономика изучает трудовые отношения в обществе.

2. Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает вести успешный бизнес;

б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей общества и его индивидов;

г) раскрывает истинные мотивы поведения человека;

д) помогает людям улучшить свое материальное благосостояние.

3. Единство законов природы и общества заключается в том, что они:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер;

д) являются вечными.

4. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) дедуктивным;

г) индуктивным;

д) эмпирическим.

5. Качество экономической модели определяется:

а) точностью прогноза, составленного на ее основе;

б) реалистическими предпосылками, которые в ней содержатся;

в) тем, что выбранную модель легко проверить;

г) множеством описанных функциональных зависимостей;

д) применяемым аналитическим аппаратом.

6. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) способы достижения экономических целей;

д) оценочные суждения.

7. Если исследуется экономика как целостная система хозяйствования, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) маркоэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный;

д) финансовый.

8. Что из перечисленного изучает микро-экономика:

а) производство в масштабе всего народного хозяйства;

б) динамику численности работающих в промышленном производстве и сельском хозяйстве;

в) общий уровень цен в стране;

г) использование ресурсов для производства сахара и сезонные колебания его цены;

д) издержки производства в различных отраслях.