logo
disk / экономика

Перераспределение национального дохода

Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Он необходим каждому государству, чтобы удовлетворить его объективные потребности в денежном фонде для деятельности в сфере экономики, политики и социальной сфере. Структура бюджетных расходов и доходов, в которых проявляется сущность любого государства, находит своё отражение в бюджетном плане.

Бюджет обладает следующими функциями:

Первая функция – образование бюджетного фонда –выполняется за счёт бюджетных доходов. Основными источниками доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, являются различные налоги, пошлины, сборы, а также займы и доходы от эмиссии бумажных денег.

В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогов составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих средств недостаточно для покрытия расходов, то правительство прибегает к государственным займам.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Например, увеличение доли займов в доходной части бюджета отражает явный спад производства и изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция – использование бюджетного фонда –связана с расходами из бюджета, которые государство производит на конкретные цели. Важной статьей государственных расходов являются государственные закупки товаров и услуг. Это строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, покупка оружия для национальной обороны.

Значительную долю в правительственных расходах составляют трансфертные платежи. Через них налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, перерас-пределяются в пользу определённых слоёв населения. Трансферты принимают формы пособий по безработице и по потере кормильца, выплат по социальному страхованию и обеспечению и пр.

К расходной статье бюджета государства относится выплата обязательств по государственному долгу. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства и учреждений непроизводственной сферы, отдельных экономических регионов и хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов может меняться. Так, увеличение расходов на обеспечение безопасности, правоохранительную деятельность и социально-культурные мероприятия свидетельствует о тенденции роста производства.

Принятый государственный бюджет является законом. Однако реальная жизнь редко укладывается в рамки бюджета. Например, не удалось собрать налоги в ожидаемом размере, потому что в государстве наступил экономический спад, и многие фирмы не получили никакой прибыли, а физические лица получили меньше доходов, в результате чего в бюджет поступило меньше подоходного налога.

Третья функция бюджета – контрольная –обеспечивает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. Так, перераспределяя национальный доход между отраслями, осуществляют бюджетное финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью, например, из промышленности в сельское хозяйство. Бюджет также определяет движение финансовых потоков между административными территориями, и различные хозяйствующие субъекты могут получить государственное финансирование. Через бюджет перераспределяется 30 – 40% национального дохода.